Существуют ли особые правила разговора журналиста с людьми?

С.Е. Шишкова-Шипунова     Очень важный вопрос. От того, как журналист сумеет построить свой разговор с человеком, зависит иногда успех всего материала.

     Сначала некоторые общие правила.

     С кем бы вы ни беседовали, с какой бы целью ни беседовали, проявляйте к своему собеседнику максимум уважения. Ни в коем случае не позволяйте себе высокомерия, усмешки, грубого тона, как, впрочем, и заискивающего тоже. Вы уважаете его, он уважает вас – только на такой основе должен происходить разговор журналиста с кем бы то ни было. Очень часто можно наблюдать, как журналист, беседуя с высокопоставленным чиновником (мэром, губернатором, министром), всячески перед ним заискивает, не к месту улыбается, подобострастно кивает головой на каждое его слово, а вопросы задаёт, как ласкает, – лёгкие, удобные для собеседника, из разряда тех, что называют риторическими. И тот же самый журналист в беседе, что называется, с «простыми людьми» совершенно преображается – важничает, умничает, снисходительно хмыкает и задаёт такие вопросы, на которые бедный человек, растерявшись, не знает, как и ответить.

     То и другое одинаково плохо. Журналист должен всегда оставаться самим собой, с чиновником держаться с достоинством, без самоуничижения. Если неудобно задать острый вопрос от себя, можно задать его от имени читателей, зрителей, сослаться на какие-то (пусть мифические) письма и звонки. Хотя, по большому счёту, трусить тут нечего. Чем смелее (но не нахальнее!) держится журналист, тем больше его будут уважать и читатели, и должностные лица. Но и с простыми людьми следует вести себя ровно, уважительно, не унижая их человеческого достоинства, не противопоставляя себя, умного, им, «серым». Ещё неизвестно, кто умнее.

     Договариваясь о встрече, интервью, помните, что ваш собеседник – не друг вам и не родственник, а вы для него – не начальник и не прокурор. Он не обязан с вами беседовать (если только это не госчиновник, отвечающий за связь с прессой), тем более не обязан откровенничать. Это дело сугубо добровольное. И нужно постараться, чтобы человек захотел потратить свое время на разговор с вами. Значит,  вы должны суметь с первых минут чем-то его заинтересовать.

     Это может быть тема разговора, по какой-то причине важная для него («Я знаю, что вы давно и успешно занимаетесь такой-то проблемой…» или: «Я знаю вас как большого специалиста в таком-то вопросе…»). Это может быть сама возможность высказаться на страницах печати, появиться на телеэкране, для многих весьма желанная и приятная. Это может быть даже вполне корыстная заинтересованность («Я готовлю статью о вашем оппоненте, но без вашего мнения она будет неполной…»). Но помимо этого чрезвычайно важно, чтобы вы сами – как личность, как собеседник – были интересны этому человеку.

     Беседуя, надо смотреть ему в глаза, видеть его лицо, а не сидеть, уткнувшись в свой блокнот и бубня исподлобья очередной вопрос. Ваша реакция на его ответы должна быть живой, естественной – где-то улыбнуться, где-то засмеяться (если действительно смешно), где-то посочувствовать или удивиться, а может, и восхититься. Чем живее вы реагируете (а не сидите, как мумия), тем раскованнее и откровеннее будет ваш собеседник. Неплохо и самому что-нибудь рассказать, например, похожий случай из собственной жизни или подходящий эпизод из вашей журналистской деятельности (но не переборщите с этим!), даже анекдот можно вспомнить, если это кстати. Цель всех этих ухищрений – расположить к себе, установить человеческий контакт. Всегда имейте в виду, что вам может понадобиться снова (а может, ещё не раз) встретиться с тем же человеком, значит, надо, чтобы у него осталось о вас хорошее впечатление. Ещё важнее помнить об этом, когда вы сядете писать материал. Пишите так, чтобы после публикации вам не стыдно было посмотреть своему недавнему собеседнику в глаза и чтобы он не отказался в случае необходимости встретиться с вами ещё раз.

     К встрече надо серьёзно готовиться. Во-первых, навести справки, постараться узнать о человеке как можно больше. Во-вторых, и это самое главное, составить план предстоящей беседы, набросать вопросы. Даже если у вас очень мало времени на такую подготовку, постарайтесь заранее продумать хотя бы первые три-четыре вопроса, остальные родятся в ходе беседы. Конечно, лучше, когда тщательно продуманы все возможные вопросы, но это совсем не значит, что вы все их сумеете задать. Обычно «по плану» беседа идет только первые пять-десять минут, а потом сворачивает в сторону, что не всегда плохо. Всё зависит от того, каков собеседник. Если это человек умный и интересный, лучше подчиниться его ведению разговора, следовать за ходом его мысли и только успевать записывать как можно более точно то, что он говорит. Если же собеседник зажат, не слишком разговорчив или по какой-то причине не хочет раскрываться, очень важно самому направлять беседу в нужное русло, задавать всё новые и новые вопросы, повторять тот же вопрос в другой формулировке, заходя как бы с разных сторон, но добиваться ответа. Именно для таких случаев журналисту нужна предварительная подготовка, заранее продуманные, может быть, даже записанные на бумаге вопросы. Нет ничего зазорного в том, чтобы пользоваться во время беседы этой «шпаргалкой». Бывают такие собеседники (это, как правило, высокие должностные лица, у которых время расписано по минутам), которым лучше всего заранее прислать свои вопросы и только потом беседовать по их поводу.

     Теперь о том, как грамотно ставить вопросы.

     Вообще-то, это дело индивидуальное, никакой регламентации тут не существует, каждый журналист постепенно вырабатывает свои правила и приёмы ведения беседы, интервью. Но могу дать несколько советов.

     Не задавайте вопросов, ответы на которые вы и сами знаете. Не тратьте время на выяснение того, что можете узнать косвенным путём, у помощников должностного лица, из опубликованных о нём материалов. Не пытайтесь в одной беседе охватить всё. Продумайте одну-две, много – три темы, по которым вы будете беседовать, и вопросы формулируйте не «вообще», обо всём понемногу, а по этим конкретным темам. Лучше, когда вопросы сформулированы лаконично (длинные вопросы раздражают), просто и чётко, без лишней зауми.

     Ваша задача состоит вовсе не в том, чтобы самому щегольнуть эрудицией или остроумием, а в том, чтобы предоставить возможность «блеснуть» вашему собеседнику. Это, конечно, не значит, что журналист должен выглядеть полным идиотом, но лучше держаться скромно, не затмевать собой собеседника (что часто видим на телевидении). В любом интервью роль журналиста – служебная; главный герой – тот, кто даёт интервью, а не тот, кто его берёт.

     Постарайтесь в вопросе сформулировать свою собственную или  общепринятую точку зрения на данную проблему и после этого спросите, а какова же точка зрения вашего героя. Самое главное, что вы должны от него услышать, – это его взгляд на проблему, его позиция, мнение. Ну и, конечно, всегда хорошо, если в ходе беседы удаётся заполучить какую-то эксклюзивную информацию. Сказанное касается в основном бесед делового характера.

     Проще обстоит дело, когда вы беседуете с человеком на предмет раскрытия его биографии, когда ваша цель – просто рассказать о жизни героя. Тут вопросы следуют обычно в хронологическом порядке: когда родился, где крестился, на ком женился и т.д.  При этом важно соблюсти такт: с одной стороны, побудить человека к откровенности, рассказу о чём-то таком, что неизвестно широкой публике, с другой – не переступить грань, за которой начинается неприличное копание в «чужом белье», смакование интимных подробностей и т.п. (Хотя именно этого и требуют от журналистов некоторые нынешние издания, ничего общего с настоящей журналистикой не имеющие).

     На самом деле человек интересен прежде всего своими взглядами на жизнь, своей программой жизни, если она у него есть, способами преодоления различных житейских трудностей и невзгод, ходом мыслей и полезным для других жизненным опытом. Это труднее «добыть» из собеседника, чем признание, сколько у него было жён. Тем сложнее и интереснее задача журналиста.

     Существует понятие «провокационный вопрос». Это когда собеседника специально подталкивают, провоцируют на какое-то высказывание, признание, заявление. Приём вполне уместный и даже необходимый, если только не сопряжён с оскорблением, унижением человека. Например, вопрос типа: «Скажите честно, вы воруете?», безусловно, относится к разряду провокационных, но одновременно и бессмысленных. Во-первых, кто ж вам скажет, а во-вторых, после такого вопроса с вами просто прекратят беседовать. А  ведь тот же в сущности вопрос можно задать по-другому, скажем, так: «Как вы думаете, почему у нас и сегодня продолжают воровать, какие для этого существуют новые предпосылки?». Это тоже провокация, только более тонкая. Собеседник с удовольствием пустится в абстрактные рассуждения за заданную тему, но при этом непременно обнаружит личное отношение, личный  опыт и личный взгляд на проблему. А нам с вами только этого и надо.

     Придумывая вопросы, попытайтесь мысленно поставить себя на место читателя (зрителя, слушателя) и спрашивайте как бы от его имени, не боясь того, что вопросы будут заведомо обывательскими, ведь для обывателя журналист на самом деле и работает. Можете даже поспрашивать своих родителей, соседей, друзей, что им было бы интересно узнать о таком-то человеке. Существует и такой приём: задать вопрос (обычно в конце) самому собеседнику: о чём он хотел бы, чтобы его спросили? Бывает, что именно тут-то человек и раскроется, и с этого момента беседа приобретёт «второе дыхание» и пойдёт по новому руслу.

     Интервью может складываться как «вопрос-ответ», а может и как спор равноправных партнёров. Но это наиболее сложная форма беседы, требующая хорошего владения предметом спора со стороны журналиста и, как минимум, сопоставимого уровня интеллекта обеих спорящих сторон.  Это уже «высший пилотаж» в журналистике, для начинающих, как правило, недоступный (впрочем, почему бы и нет, если ваш собеседник такой же, как и вы, молодой человек?).

 

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,

журналист, писатель, литературный критик

  

Из пособия для начинающих журналистов

«Курочка Ряба, или Практическая журналистика в вопросах и ответах».

Краснодар: Издание Кубанского государственного университета, 2001

 

      

     От редакции: на дополнительные вопросы, содержащиеся в комментариях, автор обещает ответить по окончании публикации учебного пособия.

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

3 комментария

  1. как всегда интересно и доходчиво! но как устоять перед соблазном «затмить» своего собеседника и самому стать героем дня??! многие мои знакомые, которые хотят стать журналистами именно такую причину и называют: «хочу быть звездой!»

  2. СпасиБо! ..Некотрые советы очень помогают придать разрозненным наработкам и находкам характер системы)

  3. Моя любимая рубрика! На днях собрался писать одну очень серьёзную статью. Материала — куча, мыслей — ноль. Вспомнил про советы, о чём и как писать начинающему журналисту — перечитал, осмыслил, следовал точно по предложенной схеме — и статью одобрили! Спасибо!!!

Добавить комментарий