Разные люди

Разные людиКакими удивительно разными бывают люди… Едешь в метро в университет или на работу – и смотришь, смотришь, смотришь, пытаясь понять, проанализировать, заметить, осознать… Крайне любопытно наблюдать за парами, сидящими напротив тебя дольше трех остановок подряд. За последнее время благодаря таким наблюдениям я открыла для себя множество очевидных, казалось бы, но новых в плане эмоционального осознания вещей.

Однажды по пути в институт мне довелось оказаться напротив весьма примечательной парочки. Мужчина и женщина. Вроде бы ничего особенного, так? Отнюдь. Он – полный и невысокий, лет 30–35, с крупными непривлекательными чертами лица и короткими редкими волосами типично русого оттенка. Она – худощавая и довольно высокая, примерно его возраста, мне кажется, хотя выглядела старше. Не знаю, с чего я так решила – вероятно, дело в интуиции. Черты лица этой женщины были крупными грубоватыми; темные, явно грязные волосы доставали до плеч. Одеты оба были не то чтобы небрежно или неаккуратно, но почему-то создавалось именно такое впечатление. Лица, и без того не притягивающие взгляд, были отмечены печатью чего-то низкого, отталкивающего, неприятного. Они были некрасивы. Они осознавали свою некрасивость. В каждом жесте, будь то преувеличенно нежное объятие или смех в ответ на фразу другого, сквозило, если не кричало, это осознание некрасивости. Мол, смотрите, вы, любимчики небес! Мы некрасивы, если не уродливы, но мы счастливы! Да-да, завидуйте, вы, красавцы с постными лицами, отводящие глаза! Вас никто не ждет дома с той же искренностью и любовью. Что в вас есть? Смазливое лицо? Стройная фигура? А внутри, внутри-то что? А у нас не так, нет! Смотрите, ну же! Как нежно я могу обнять! Как ласково целую! Какое счастье испытываю сейчас, в этот момент, когда вы брезгливо морщитесь, наткнувшись на меня взглядом! Смотрите и думайте о своем одиночестве. Не спасет вас ваша красота!.. И таким наигранно-тошным, таким злым казалось это их счастье, что на языке появился металлический привкус жалости…

А как-то раз я видела другую пару. Во всем другую, можно сказать, совершенно противоположную. И он, и она не отличались совершенной красотой, но в их лицах было что-то притягивающее. Если честно, сначала меня привлекли даже не столько лица, сколько руки мужчины – большие ладони с длинными пальцами, не женственные, но и не грубые. Потом в глаза бросилось странное несоответствие: дорогие кроссовки и куртка, недешевая барсетка в руках – и спортивные штаны «а-ля гопник». То, что я увидела, вызвало у меня эдакий когнитивный диссонанс. Слишком интеллектуальное и благородное лицо и слишком дорогие, несмотря на простоту, вещи для типичного обладателя спортивных костюмов в середине зимы. Образ его спутницы тоже не вязался с этой деталью одежды: аккуратный дорогой маникюр, укладка, дорогая, но не вычурная одежда, усталое, но умное лицо. В их поведении не было ничего вызывающего или броского: спокойствие, осторожная нежность… и огромная любовь в глазах, от вида которой в душе сворачивался теплый комочек радости, а на глаза наворачивались слезы. Что-то чистое и удивительно искреннее окутывало их, не давая отвернуться, оторвать взгляд. А потом я заметила, как болезненно поморщился молодой человек, слегка переменив позу. Тогда понятны стали и спортивные штаны, и слишком осторожные касания спутницы, и ее напряженный взгляд: «Ты в порядке? Всё хорошо? Тебе не больно? Я могу чем-то помочь? Только не падай… Я-то обязательно подхвачу, но ты всё равно не падай…»

Разные люди встречаются в нашей подземке. Некоторые сливаются с толпой, проскальзывая мимо серой массой и не оставляя в памяти даже намека на свое присутствие. А некоторые настолько не вписываются в эту массу, что не можешь пройти мимо, не присмотревшись, не обернувшись, не проводив взглядом. Одни выделяются чем-то неестественным, крикливым. Рассмотришь – и хочется быстрее пройти мимо, выйти из поезда, сменить направление. А другие словно алмазы в куче угля – слишком чистые для подземной грязи, как солнечные зайчики в ночной мгле, столь же непривычно смотрящиеся в вагоне метро.

Разные лица, разные люди, разные судьбы…

Tess_Renfry

Фото с сайта Typical-moscow.ru

Обязательно загляните сюда:

  • Афганистан в моём сердцеАфганистан в моём сердцеТебя называют кладбищем империй, солнечным сплетением Евразии, порой сравнивают с капитанским мостиком мира. Подобно вратам к сокровищам, тебя берегли и пресекали всякую […]
  • Портретный очеркПортретный очеркНа протяжении всей жизни нам встречается много людей, которых мы можем увидеть где угодно: в парке, в магазине, на улице… Одни врезаются в нашу память, и почему-то их образы […]
  • Об одиночествеОб одиночествеОн падал. Летел вниз, не в силах остановиться, даже на миг отсрочить неизбежное приближение каменистого дна. Впрочем, он и не хотел. Зачем? Некому доказывать, что можешь, не для кого […]
  • Герои нашего времениГерои нашего времени     Каждая эпоха расставляла свои приоритеты, предъявляла новые требования морали и права. Каждый век превозносил своего героя времени, отразившегося в истории и […]
  • Право имеюПраво имеюЕсть дороги со светофорами, пешеходными переходами, указателями. На таких не заблудишься. Есть и другие дороги: никаких вспомогательных знаков, размытые, разбитые, непонятно куда ведущие. […]
  • Без божества, без вдохновенья, или Лучший мирБез божества, без вдохновенья, или Лучший мирХвала прогрессу! Человечество в своём развитии неудержимо стремится к повсеместному торжеству добра и света, и мы одновременно свидетели и участники этого триумфального марша. Вы […]

Вам также может понравиться

Об авторе Tess_Renfry

6 комментариев

  1. Какой-то когнитивный диссонанс вызывает этот текст. Вроде — мысль ясна, написано вполне себе, а что-то неприятное, примерно, думаю, как у автора при взгляде на первую пару. Мне кажется, автор несколько навязчиво переносит свои мысли и чувства, свои стереотипы внешности и одежды на ничего не подозревающих людей. Так и хочется спросить — а у Вас как, автор? Кого ВЫ обнимаете в подземке? Ведь никого, наверное, иначе ну не до рассматриваний пассажиров было бы. Ну не видят влюбленные никого даже в толпе. И уж точно не прикидывают стоимость барсеток в чужих руках.
    Общее впечатление. Каким-то снобизмом веет от текста, очень много «Я» для наблюдения за людьми. Подчеркивание собственной интуиции и способности к созданию психологического портета по сомнительным данным вроде грязных волос и «типично-русого оттенка», кстати — как это? Я всегда полагал что типичной может быть внешность, сочетание черт, дающих общую картину, впрочем, может, так и говорят, не знаю. И при этом всё рушится под тяжестью банальности первой фразы, которая ну уж совершенна очевидна, и философской напыщенностью последней фразы, которую используют все, от поэтов до ведущих уютных бложиков. Остаюсь в недоумении.

  2. по прочтении текста задумалась, смогу ли я отличить дорогие кроссовки от не очень дорогих и недешевую барсетку от дешевой… наверное, все-таки нет. других размышлений материал, к сожалению, не вызвал, хотя сама я частенько балуюсь примерно тем же по дороге на учебу и обратно.

    первая и последняя фразы наряду с заголовком действительно самые сильные позиции в тексте. и если они банальны (как в данном случае) — «шеф, все пропало!» (с) от штампов, как известно, избавляет чтение хорошей литературы. рекомендую автору в метро читать, а не разглядывать чужие грязные волосы.

  3. Для начала, хочу поблагодарить авторов вышенаписанных комментариев за конструктивную критику. Я учту Ваши бесспорно ценные замечания и постараюсь избегать в дальнейшем шеблонности и подобных ошибок. Что же до не совсем конструктивной части, то позвольте задать вопрос: что, собственно, зазорного Вы находите в умении отличить дорогую и качественную вещь от дешевой? А что плохого в попытках делать наблюдения? В любом случае, я приложу все силы, чтобы в своем творчестве развиваться и самосовершенствоваться.
    С уважением,
    автор, которому действительно некого обнимать в метро :)

  4. Сударыня, нет ничего зазорного в наблюдениях, более того — наблюдения за людьми весьма важная часть как журналистики, так и вообще — литературы. Вопрос в другом. Дорогая одежда и ухоженные руки — далеко не всегда признак большой души и возвышенных чувств. Даже при благородном и интеллектуальном лице, с такими лицами творили люди порой весьма неблагородные дела. Так же как и неопрятный вид и печать чего-то низкого на лице, алкоголизма, скажем, не повод считать, что его обладатель не способен любить, бросает вызов красивым людям, тайно им завидует. Вы тут, кстати, используете достаточно стандартные приёмы подчеркивания именно благосостояния: вещи дорогие, но не не вычурные, то есть — их обладатели не среднего уровня, про миллионеров в книгах так частенько говорят: он был одет в дорогой, но не броский костюм, скорее — элегантный. Дорогая простота — ну примерно как маленькое черное платье. Но в книгах это только деталь, а у вас в описании этой пары пять раз упоминается стоимость их вещей. Перебор. И один раз — любовь в глазах. Некоторые фразы странны: «усталое, но умное лицо».
    Почему «но»? Усталые лица по определению не могут быть умными? Вот про алмазы в куче угля понравилось, по сути — и то и это одно вещество в разных вариантах, углерод. Не знаю, сознательно Вы это написали или ваша интуиция подсказала.

  5. Прежде всего хочется поблагодарить автора — нет, не за текст, потому что у меня к нему, в общем-то, аналогичные претензии; и это не солидарность кучки зоилов, которые спелись за годы совместного пребывания на сайте (в этом нас часто обвиняют начинающие акулы пера). Нет — за уважение к чужому мнению, за адекватность ответной реакции, за вежливость, наконец. После этого невольно хочется смягчить свой отзыв и как можно деликатнее объяснить, что именно — лично меня — не устраивает в данном материале.

    В принципе, вам все уже и так сказали умные люди. Мы все мним себя психологами. Мне вот тоже частенько кажется, что я вижу скрытые мотивы близких и подчиненных, что от моего бдительного ока не может ускользнуть ни скрытая усмешка, ни презрительный взмах бровей. Уголок рта пополз вверх? Все ясно, собеседник лжет. О, он при этом еще и почесал нос и схватился за подбородок?! Ну точно, врет. Никто у него не болеет — просто захотел лишний отгул. А у человека, может, просто аллергия, вот и чешутся то губы, то нос, то подбородок. Беда в том, что открытые вами «очевидные, но новые в плане эмоциального осознания вещи» — могут быть просто кажущимися, надуманными «открытиями». Вы и сами говорите: «злым, … наигранно-тошным к а з а л о с ь их счастье». Кому казалось? Ведь только вам же? Даже с подругой небось не пришлось поделиться, сверить впечатления, так? Думаю, вы уже и сами поняли всю суть претензий. Одно дело, если б писался бульварный романчик — там всеведущий автор может выдавать свои догадки за истину в последней инстанции, навязывать читателю характеристики героев как должное. Другое дело — попытка создать что-то вроде очерка. Тут имеют право на существование только факты. В противном случае надо всегда оговариваться: мне так показалось, я подумала, я почему-то решила… Слог у вас очень недурен, и, вытравив штампы, банальности и апломб из своих текстов (или конкретно из этого текста — так будет все-таки вернее), вы сможете написать нечто очень стоящее, я уверен. Удачи!

  6. Снова соглашаюсь: повторов и кривоватых формулировок в тексте оказалось предостаточно. По смысловой части отмечу, что я не стремилась навязать свое мнение, лишь рискнула его озвучить. С подругой как раз поделиться пришлось, ибо в обоих случаях она присутствовала рядом :) Но личная интерпретация не обязана быть единственно верной, не так ли? Просто эти два случая натолкнули меня на мысль, что сама я тоже могу со стороны казаться не самым лучшим человеком, возможно. Вероятно, заметка дышит снобизмом, но речь идет больше о том, как видится мир сквозь призму собственного восприятия. К сожалению, мне не удалось показать это так, как можно было бы. Но, так или иначе, первый блин может получится и комом, зато теперь я знаю, над чем стоит хорошенько поработать. :)
    Отдельная благодарность за отмеченные достоинства, а не только одни недостатки!
    Вам также удачи и успешного творчества!

Добавить комментарий