Универсальный журналист: какой он?

Универсальный журналист: какой он?     Наверное, каждый, кто решил связать своё будущее с журналистикой, задумывается о том, каким должен быть универсальный журналист. Я представляю его таким, как Аркадий Мамонтов. Это незаурядная личность, обладающая качествами, необходимыми человеку этой профессии.

     Я считаю, что универсальный журналист – это, прежде всего, патриот. Он должен преданно любить своё Отечество. Журналисты – четвертая власть. Как можно властвовать в государстве, если не радеешь о его благополучии, не защищаешь его интересы, не стремишься оберегать свой народ? Значимым, на мой взгляд, является тот факт, что Аркадий Викторович прошёл срочную службу в частях РВСН Забайкальского ВО. Он отдал свой долг Родине, чего, к сожалению, многие журналисты не сделали. Я, к примеру, не могу назвать Андрея Малахова универсальным журналистом именно по этой причине.

     Сегодня журналист является главным связующим звеном между правительством и народом, доносит общественное мнение до высшего руководства. «Меня часто называют государственником, – признается Мамонтов. – Я согласен с этим. Но, по-моему, государственный подход в нашей профессии заключается в том, что журналист должен защищать общество и государство от всего, что ему угрожает. А самое ценное – это человеческая жизнь». Однажды Мамонтов заявил: «Я буду рад, если внесут дополнения в Уголовный кодекс и маньякам-педофилам начнут давать не менее 15 лет тюрьмы. Сажать их надо! Я за репрессии, если дело касается защиты человека». И снял фильм «Оборотная сторона. Дети», после которого появился законодательный запрет на сайты с детской порнографией. На мой взгляд, это яркий пример результативности работы универсального журналиста.

     Универсальный журналист должен смело обличать недостатки общества, «делать жёсткие публицистические вещи, чтобы народ немного отошёл от MTV и вздрогнул». Мамонтов – автор острых документальных фильмов «Белые одежды», «Герой пятидневной войны», «Секс-рабыни», «Убойная жидкость», «Черкизон», «Дурман-трава» и др. Они вызвали большой резонанс в обществе. В них тяжёлая жизненная правда, о которой нельзя молчать, ибо она затрагивает национальные интересы России. В серии фильмов Аркадий Мамонтов подверг резкой критике «Марш несогласных» (членов русской оппозиции), которые пытались дестабилизировать обстановку в стране. Используя лживые лозунги, они предлагали гражданам участвовать в так называемой революции, чтобы самим добраться до власти.

     Насколько достойно выглядят фильмы Мамонтова на фоне тех передач, в которых смакуются подробности гламурной жизни: что пьют, едят, какие шубы, бриллианты покупают, какие машины коллекционируют наши «звёзды»! Подобные фильмы прививают телезрителям праздное любопытство, или разжигают чёрную зависть, или отвлекают от действительно насущных проблем, требующих немедленного вмешательства. Современный журналист должен говорить всерьёз! Хохмачей хватает на любом телеканале, на каждой радиостанции, в «жёлтой прессе».

     Молодёжь – будущее России. Поэтому универсальный журналист должен вести диалог с юношеством, формировать в нём активную жизненную позицию, открывать глаза на грозящие опасности, кажущиеся на первый взгляд невинным развлечением. В своём фильме о наркотиках «Обратная сторона. Чек» Мамонтов преследовал исключительно благородные цели: «Каждый пятый подросток пробовал наркотик. Если это не остановить, Россия станет всемирным сливным бачком. Я этого не хочу!». Давайте прислушаемся к словам журналиста и выступим единым фронтом против этого социального зла. Как мне кажется, очередной необходимый шаг на пути к победе над наркоманией сделан нашим правительством в этом году после фильма Мамонтова «Дурман-трава»:  запретили продажу ароматических смесей, которые оказывают психотропное действие.

     Бывает, что журналист получил в руки секретную информацию. Универсальный журналист – эрудированный, умный, порядочный и преданный своей стране человек – сумеет правильно ею распорядиться. Аркадий Мамонтов был единственным журналистом, допущенным по личному распоряжению командующего ВМФ России адмирала Владимира Куроедова в зону спасения подводной лодки «Курск». Он многое поведал нам об этой трагедии. Из его репортажей мы узнали о мужестве русских моряков. Однако возможные вопросы о причинах гибели субмарины он сразу же пресёк: «Только не спрашивайте меня, почему погиб «Курск». Я этого не знаю». Мне кажется, он понимал, что не имеет права раскрывать государственную тайну. В этом и сказывается настоящий профессионализм журналиста.

     Думаю, что те щелкопёры, которых не допускают к серьёзной информации, и раздувают вопрос о цензуре в СМИ. Компетентность, ответственность универсального журналиста неотделимы от внутреннего редактора. Внешняя цензура никогда не могла поставить глухой заслон действительно важной и правдивой информации. Из книг мы знаем, что и в сталинские времена репрессии не могли заставить молчать всех. В пору застойного периода до соотечественников доходили статьи и книги Александра Солженицына. А если вспомнить XIX век, то нельзя пройти мимо авторитета Михаила Салтыкова-Щедрина, сатирическое перо которого только острее оттачивалось под гнётом цензурного ведомства. Современная глобализация сводит на нет усилия внешней цензуры. Я убеждён, что главным цензором каждого высокопрофессионального журналиста должна стать его совесть. Если я замечаю погоню за славой (у которой чаще всего появляется эпитет «скандальная»), то сразу же теряю доверие и интерес к такой «акуле пера».

     Эрудированность – одно из главных качеств универсального журналиста. Он должен стремиться знать обо всём как можно больше. Любознательность в крови у журналиста. Универсальный журналист не может быть безграмотным и косноязычным. Непрерывное самосовершенствование – одно из бескомпромиссных требований профессии. Успевать за жизнью, поддерживать свой авторитет среди коллег, читателей, зрителей можно лишь при условии постоянного личного развития.

     Достоверность информации – серьёзная проблема, с которой неизбежно сталкивается всякий ответственный журналист. Универсальный журналист может пользоваться сведениями, полученными только из первых рук, зачастую рискуя собственной жизнью. Высокую цену за журналистское расследование заплатили Юрий Щекочихин и Владислав Листьев. С 1991 по 1994 год в «горячих точках» на территории Молдавии, на границах Нахичевани и Армении, в Таджикистане, государствах Балтии работал Аркадий Мамонтов. Он вёл свои репортажи из Чечни, Абхазии, Ирака, Беслана. Собиратели и разносчики сплетен, вроде Отара Кушанашвили, опошляют, дискредитируют звание журналиста, расплачиваясь за это разве что синяками.

     Журналистика – это не работа, а образ жизни. А универсальный журналист представляется мне отважным героем своего времени.

 

Денис ЩЁКОТОВ,
г. Тверь, СОШ № 35, 10 класс

 

Фото с сайта Russianews.ru

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

4 комментария

  1. Молодчина, Денис! Зрелая работа. Показано знание проблемы, умение ориентироваться не только в современных медийных процессах, но и в журналистике XIX-XX вв. (пусть это всего лишь упоминание вскользь — но для эссе этого вполне достаточно). Вспоминаю работу «Журналист в современном обществе», опубликованную на этом сайте. Какой контраст! Там автор не приводил никаких фактов, лил сплошную «воду» (извините, но это моё имхо), а ведь это уже студентка III курса, не школьница (!).
    Жду и дальше Ваших работ.
    С уважением.

  2. Отличная статья. Приятно читать, осознавая с каждой строкой, что согласен с каждым написанным словом. Сам, являясь противником желтой прессы, приветствую появление в журналисткой среде людей, которых отличает независимость и соблюдение кодекса чести.

  3. Денис, думаю, тебе интересно будет прочитать комментарий журналиста, писателя и литературного критика С.Е. Шишковой-Шипуновой по поводу этой публикации:

    «Сейчас прочла удивительное сочинение десятиклассника об «универсальном журналисте» Аркадии Мамонтове. Удивительное потому, что для мальчика 16-17 лет, слишком серьезно, по-взрослому написано и, главное, идеологически ориентировано (что скорее пугает). Не могу не заметить, что с терминологией у юного автора путаница. Те качества, которые он видит и которые ему нравятся в журналисте Мамонтове, стоило бы назвать иначе. О нем можно сказать: ответственный журналист, честный журналист, бескомпромиссный журналист и т.д. Но слово у н и в е р с а л ь н ы й имеет совершенно другое значение. Универсальность — это разносторонность. Есть, например, такой уникальный автор Дмитрий Быков, он и прозаик, и поэт, и литературный критик, и колумнист в журнале, и автор газетных статей, и телеведущий. Вот о нем можно сказать: универсал. Понятно, что о Мамонтове такого не скажешь, он сугубый телевизионщик, при этом работает практически в одном жанре — журналистского расследования. Я бы назвала его скорее с п е ц и а л и с т о м этого жанра, что никак не умаляет достоинств его как профессионала, даже наоборот. Сочинение Дениса можно было бы озаглавить совсем просто — «Настоящий журналист». По-моему, он примерно это и имел в виду, но видно, тема была ему задана именно в такой формулировке, вот и получилось смещение понятий».

  4. Я вот еще что хочу добавить. Последние 4 абзаца уже не привязаны к Аркадию Мамонтову, речь начинает идти о принципах работы журналиста ВООБЩЕ. По-моему, уж если начал разбирать явление с опорой на конкретный пример, так и надо продолжать до конца статьи. Или оговорить это отступление.
    Но, как пишут в отзывах к диссертациям, «сделанные замечания отнюдь не умаляют достоинств…»

Добавить комментарий