ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Разбор полётов     Дорогие авторы сайта!

     Как видите, у нас появилась новая рубрика – «Разбор полётов». В ней ваши работы будут комментировать специалисты – профессионалы массмедиа и преподаватели кафедры теории и истории журналистики Астраханского государственного университета.

     Сегодня «разбор полётов» проводит доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории журналистики АГУ Марина Юрьевна Звягина.  

     Начнём с того, что всякий пишущий стремится сказать что-то новое. Для журналистов это первостепенная задача. Даже если вы размышляете о древней как мир теме любви, вы должны открыть читателю что-то новое и в ней. Пусть это будет касаться необычности ваших реакций на предмет любви и его поступки. Это тоже событие, внутреннее. И такой сугубо личностный подход может быть кому-то интересен. Только и переживания эти надо преподнести так, чтобы читатель понял, над чем же здесь задуматься.

     Кажется, нет ничего проще освещения события внешнего. Например, празднования Международного женского дня 8 марта. Здесь наверняка желающих узнать предысторию праздника будет много. Нужно только помнить, что любознательный человек может заглянуть в те же источники, что и вы. И если вы никак не осмыслили и не переработали эти первоисточники в своей статье, то осведомлённому читателю будет неинтересно.

     Самостоятельность осмысления материала можно и нужно продемонстрировать и там, где тема заявлена слишком широко. Если у вас не вполне чётко сформулированное задание от редактора (скажем, написать что-то о журналисте в современном мире), не отчаивайтесь. Постарайтесь найти в этой широкой теме актуальный аспект (например, какие этические ограничения накладывает на журналиста его обязанность «быть в курсе всех происходящих в социуме изменений, быть осведомлённым обо всех новостях»). И дальше подумать, а какое воздействие вы предполагаете оказать своим высказыванием на читателя. Например, утомлённый бесконечной борьбой с самим собой журналист красочно расскажет о трудностях морального выбора и муках совести, с тем чтобы предупредить: «Не ходите, дети, в Африку гулять – займитесь в жизни чем-нибудь менее обременительным для собственной психики».

     Если вы определились с темой и новизной высказывания, понимаете, какое воздействие вы хотите оказать на читателя, какую идею донести до него, самое время задуматься о жанре. Это очень важный аспект. Жанр – это своего рода договор пишущего и читающего. У каждого из членов этой коммуникативной цепочки есть представления о законах того или иного жанра, «память жанра». Жанр помогает донести идею читателю «без потерь». По-разному будет осмыслена тема любви в жанре заметки, анонса, проблемной статьи, очерка, житейской истории, эссе и т.д.

     Точный выбор жанра снимает множество вопросов при чтении. Если бы автор публикации «Праздник стойких женщин» чётко определился, в каком жанре работает: в информационном, аналитическом, художественно-публицистическом – может быть, стало бы понятно, что имеет он в виду, говоря: «Это день женщины, когда она может позволить себе всё».

     Выбор жанра определяет стиль вашего высказывания. Конечно, стилевое и жанровое несовпадение может стать приёмом, который усилит вашу идею и степень воздействия текста на читателя. Однако, чтобы вести такие игры с читателем, нужно быть уже опытным профессионалом. На первых порах лучше оставаться в рамках традиции. Но уже в период ученичества старайтесь избегать стилевых штампов (сегодня это серьёзная проблема для журналистики). И если сознательно пишете стилем «глянца», то будьте готовы, что и читатель найдётся соответствующий. Может быть, и не тот, кого вы ждали и кому адресовали всё наболевшее.

     Когда вы определились со всем перечисленным выше, углубляйтесь в текст. Ищите интересные изобразительно-выразительные приёмы. Это в меньшей степени касается жанров информационных и аналитических, но даже к простой справке, целевая функция которой – «предоставление справочного материала ориентирующего характера», нужно подойти творчески. В данном случае суметь выбрать самое необходимое, «отсечь всё лишнее» и при этом дать максимально исчерпывающую информацию. Лапидарность тоже требует творческого подхода.

     Тщательно продумайте композицию публикации. Обратите внимание на сильные позиции текста, которые помогут вам реализовать ваши коммуникативные задачи. Это заголовок, вступление, заключение. Замечательный пример составления заголовков у газеты «Комсомольская правда» 90-х годов (тогда это был совершенно иной тип издания, нежели тот, что представлен под этим названием сегодня). Если полистать подшивки газеты этого десятилетия, можно получить не только профессиональный опыт, но и эстетическое удовольствие, что немаловажно для восприятия текста. Не хотите дышать библиотечной пылью (хотя часто это очень полезно), посмотрите сегодняшнюю «Новую газету». У неё многому можно поучиться, в том числе и концептуальным заголовкам.

     Очень важен финал публикации. Он должен быть соотнесён со всем текстом. Если вы говорите в конце: «Журналист обязан обладать мастерством и по-настоящему любить своё дело. Только тогда он добьётся успеха», именно слово «успех» должно быть ключевым во всём тексте. В этом случае идея успеха и путей его достижения должна стать главной темой публикации. Тогда и заголовок будет более точным.

 

     От редакции: если вы не хотите, чтобы ваш текст разбирался в этой рубрике, заранее сообщите нам об этом, публикуя его на сайте. 

Обязательно загляните сюда:

Комментарии

5 комментариев для этого поста.

  1. Маришка в апреля 7, 2010 8:22 дп

    отличная рубрика! рада, что она появилась! авторы — молодцы!!

  2. Nathan Forrest в апреля 20, 2010 7:06 пп

    Это, конечно, всё замечательно, только надо бы заметить, что разбор полётов касается и редакторов проекта. То есть я банальность пишу, но не «ваши работы будут комментировать», а «наши работы».

  3. Анна Идиатулина в апреля 20, 2010 7:21 пп

    Почему «наши» работы, если работы редактора (он, как Вам известно, у проекта один) разбору не подлежат (равно как и работы других профессиональных журналистов)?

  4. Nathan Forrest в апреля 20, 2010 7:27 пп

    Работы перед публикацией должны правиться, статья, размещённая на сайте, — совместный труд автора и редактора. Потому и «наши».

  5. Анна Идиатулина в апреля 20, 2010 7:35 пп

    Исправляются только грамматические и грубые стилистические ошибки. Стиль автора и его мелкие шероховатости остаются нетронутыми — именно это и анализируется. Под газетной статьёй тоже стоит только имя журналиста. О редакторе или корректоре, быть может, потративших на эту статью кучу времени и сил, никто ведь не вспоминает.

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->