ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

    С.Е. Шишкова-Шипунова      Как стать «звездой»?

     «Как устоять перед соблазном «затмить» своего собеседника и самому стать героем дня? Многие мои знакомые, которые хотят стать журналистами, именно такую причину и называют: «Хочу стать звездой!» (Маришка)

     Если вы не можете устоять перед соблазном «затмить» собой собеседника, точно так же вы не устоите перед другими соблазнами: взять с собеседника деньги за интервью, написать заведомую неправду, потому что за неё хорошо заплатят, и т.д. Всё это дискредитирует нашу профессию.

     На самом деле журналистика – серьёзная профессия для серьёзных людей, умеющих мыслить, анализировать, формулировать и излагать. Журналисту пристало быть «властителем дум». А тому, кто хочет стать «звездой», надо идти не в журналистику, а в шоу-бизнес.

 

Как не стать ангажированным?

     «Вопрос, который мучает меня уже долгое время: как не стать ангажированным, если все СМИ города так или иначе ангажированы? Хочется уйти в «нейтральные воды» – культуру, образование, а периодически всё равно приходится делать «джинсу». Всё нутро восстает против этого, но в противном случае можно остаться без работы. Почему у нас мешают журналистику, рекламу и PR и в противовес кодексу профессиональной этики я не могу отказаться от редакторского задания, которое противоречит моим принципам?» (Михаил, студент, стаж работы журналистом 2 года)

     Дорогой Михаил! Это извечная проблема отечественной журналистики. В советское время наша пресса зависела от идеологии КПСС. В нынешние времена место идеологии заняли деньги: кто платит, тот и заказывает музыку. Вы исходите из представления о «свободе творчества», а её на самом деле не существует. Даже писатель, вольный писать о чём угодно, при попытке опубликовать написанное тут же попадает в зависимость от издательства, от конъюнктуры книжного рынка и т.д.

     Ещё Маркс сказал: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

     Но то, что «всё нутро восстает» против такого положения вещей, уже хорошо. Это говорит о вас как о человеке, по крайней мере, честном и совестливом, что само по себе дорогого стоит и редко в наше время встречается.

     Что же вам делать? Самый простой совет: возьмите себе пару-тройку псевдонимов и подписывайте ими те материалы, под которыми вам не хотелось бы ставить своё имя. А своё оставьте для тех материалов, за которые вам не стыдно перед родными, друзьями и просто читателями.

     При этом вы должны понимать, что сейчас у вас идёт период ученичества и вам пока поручают самую «чёрную» и неблагодарную работу. Через это надо пройти, и это, кстати, отнюдь не бесполезный опыт. Ремесло журналиста как раз и предполагает умение написать материал на любую заданную тему в любом заданном жанре и в любой заданный срок. Если вы это умеете – вы профессионал. Даже заказной материал можно сделать мастерски. Разве врач лечит только тех больных и те болезни, которые ему больше нравятся?

     А путь к личной независимости журналиста только один – совершенствование профессионального мастерства. Чем дольше и упорнее вы будете работать, тем скорее достигнете той планки в профессии, за которой начинается относительная свобода. «Мэтрам» в журналистике уже никто ничего не диктует и не навязывает, их могут только просить. Говорят, что первую половину жизни человек работает на своё имя, а вторую половину – имя работает на человека. Это правда, по себе знаю.

     Желаю и вам достичь этого уровня как можно скорее!

 

Как быть с объективностью?

     «Если, как вы говорите, надо писать неравнодушно и эмоционально, как же быть с объективностью? Ведь не перейти за грань беспристрастной оценки событий иногда тоже очень важно?» (Галя Трунцова, студентка IV курса отделения журналистики)

     Давайте разберёмся в терминах. Беспристрастность и бесстрастность – это всё-таки разные вещи. Беспристрастность – это и есть объективность. Тогда как бесстрастность – это бесчувственность. Журналист обязан быть объективным. Но должен ли он быть бесчувственным? Да, такие журналисты есть. Они даже о теракте в метро могут сообщить бодрым, бесстрастным голосом. Но люди не любят таких журналистов. Гораздо больше они доверяют тем, кто умеет сопереживать чужой радости, сочувствовать чужому горю, кто способен поставить себя на место своего героя и понять, что он чувствует. Иными словами, журналист, сколько бы он ни повидал на своем журналистском веку плохого и хорошего, должен оставаться человеком. Это этическая сторона нашей профессии.

     А проблема объективности на самом деле в другом. Мне кажется, Галя немного путает человеческую заинтересованность журналиста с авторской тенденциозностью. А что такое тенденциозность? Это когда автор заведомо берётся представлять и отстаивать какую-то одну сторону в спорной, конфликтной ситуации – будь то идейные разногласия, имущественная тяжба или криминальные разборки. Причиной этого может быть как ангажированность автора, так и простая его нерадивость, нежелание или неумение выслушать все стороны, проверить все факты, взвесить все «pro» и «contra» (об этом, кстати, написано в пособии «Курочка Ряба»).

     Тенденциозность, ангажированность автора, так же, как его профессиональная недобросовестность, нерадивость – безусловная помеха объективности.

     Человеческое неравнодушие, или, лучше сказать, душевность журналиста – не только не помеха, но гарантия того, что автор не абы как, не формально, а глубоко и тщательно (читай: объективно) разобрался в ситуации.

 

Можно ли жертвовать качеством?

     «Как быть, когда нужно писать очень быстро? Можно ли жертвовать качеством?» (Маришка)

     Даже у самых великих писателей литературное наследие не состоит из одних шедевров. Есть вещи выстраданные, выписанные, гениальные, а есть – проходные, мимолётные, сырые. Есть «нетленка», а есть – откровенная халтура, написанная ради заработка или какой-то иной надобности.

     Алексей Толстой, будучи уже известным писателем, признавался в письме Ивану Бунину: «Подрабатываю на стороне и честно, и похабно…». Подобные признания найдём и у Пушкина, и у Чехова, и у многих известных писателей советской эпохи.

     Что уж говорить о журналистах! Сам темп работы заставляет порой халтурить, писать на скорую руку. Главное, чтобы халтура не стала вашей натурой. Чтобы вы различали «текучку» и те материалы, которые создают лицо вашего издания и делают вам имя в журналистике. Над такими материалами нельзя работать в спешке, левой ногой. Лучше не сдать в срок, но написать как следует. Хороший материал пусть позже, но всё равно опубликуют. А опубликованная вовремя халтура радости ни автору, ни редакции не принесёт.

     Лучше, конечно, чтобы халтуры в вашей журналистской практике не было вовсе. Если хотите стать хорошим журналистом (тем более «звездой» журналистики!), не давайте себе поблажки, учитесь писать и быстро, и качественно.

 

Полезно ли журналисту вести дневник?

     «А хорошо ли начинающему журналисту вести личный дневник? И может ли быть журналистом человек, который больше предпочитает находиться в одиночестве, чем в обществе людей?» (Айкуи Мардонян, девятиклассница) 

     Любое писание – будь то дневник, письмо или школьное сочинение – полезно, так как тренирует способность излагать свои мысли на бумаге, даёт языковую практику. Дневник хорош ещё тем, что приучает к систематическому, изо дня в день, записыванию своих мыслей, чувств, переживаний, оценок происходящего — совсем не лишний опыт для будущего журналиста.

     Другое дело, что опыт этот, как правило, ограничивается возрастом юности. Человеку взрослому бывает уже не до дневника. Журналисту в особенности. Я никогда не встречала журналиста, который бы, отписавшись в номер, вечером сел за личный дневник. Скорее он сядет отписываться в следующий номер. Нет, журналисты, как правило, не ведут дневников. По той же причине, по которой сапожники ходят без сапог.

     Что касается состояния одиночества, то подозреваю, что его любят все или очень многие журналисты, но… только после того, как вынырнут из гущи людей и событий, в которую ежедневно погружаются с головой, чувствуя себя при этом как рыба в воде. Коммуникабельность, умение общаться с самыми разными людьми – это профессиональная обязанность журналиста, от которой ни отлынить, ни увернуться никак невозможно.

     Что же вам делать? Делайте то, к чему сегодня лежит у вас душа и сердце. А время всё расставит по своим местам.

     Возможно, склонность к одиночеству и рефлексии у вас возрастная (не удивлюсь, если вы и стихи пишете) и по мере взросления пройдёт. Тогда ничто не будет препятствовать вашим занятиям журналистикой.

     Если же это глубинное свойство характера и с возрастом останется, а то и усугубится, я бы советовала вам заняться не журналистикой, а литературой. В отличие от журналистов, большинство писателей ведут личный дневник, часто он становится впоследствии самостоятельной литературной ценностью. (Кстати, очень советую вам прочитать знаменитый Дневник Марии Башкирцевой).

     Само творчество писателя протекает в одиночестве, в тиши кабинета (о чём я уже писала, отвечая на вопрос о разнице между писателем и журналистом). Другое дело, что стать писателем, что называется, со школьной скамьи очень трудно, почти невозможно: элементарно не хватит жизненного опыта. А вот начать с журналистики, набраться такого опыта, а уж потом попробовать себя в литературе – этот путь вполне реалистичен.

 

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА       

 

 

     От редакции: вопросы для Светланы Евгеньевны, связанные с журналистской практикой, вы можете присылать по адресу: anna.idiatulina@aspu.ru с пометкой «Для С.Е. Шишковой-Шипуновой». Также советуем посетить официальный сайт этого писателя и журналиста, на котором вы сможете познакомиться с прозой и публицистикой Светланы Евгеньевны.

Обязательно загляните сюда:

Комментарии

5 комментариев для этого поста.

  1. Маришка в апреля 12, 2010 4:51 пп

    огромное спасибо, светлана евгеньевна! даже стало немножко стыдно за свое желание стать «звездой» журналистики….

  2. Deus ex machina в апреля 12, 2010 8:18 пп

    Спасибо за ответ на мой вопрос! Остальные тоже прочитал с большим интересом! Теперь отправляюсь на Ваш сайт )

    Михаил.

  3. Apelsin в апреля 12, 2010 8:45 пп

    Спасибо за ответ на вопрос)

  4. skorpionka в апреля 13, 2010 12:27 пп

    спасибо большое за ответ))теперь многое встало на свои места))

  5. Lady Godiva в апреля 14, 2010 8:36 пп

    Я вопросов не задавала :), но лишний раз хочу сказать, что ведущая этой рубрики Светлана Шишкова-Шипунова — настоящий мастер своего дела. Очень хорошо, что есть ТАКИЕ Журналисты, и пока они есть, профессия не будет дискредитирована.

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->