Утиная неохота

Утиная неохота: рецензия на спектакль по пьесе Александра ВампиловаЛюблю ли я театр? Да вроде бы люблю. В детстве регулярно смотрел все эти «Цветики-семицветики». Решил тряхнуть стариной и в ближайший выходной сходить в театр. Позвал с собой отца, чтобы не скучно было. И мы пошли. Не буду указывать название театра по этическим соображениям. Да и не только по этическим. Мне в этом городе жить, а он, несмотря на то что «нашенский», как его называют с легкой руки Ленина, все же удаленный; в бубен у нас получают – только в путь. А мне еще рано отправляться рыб кормить.

Короче, гастролеры привезли во Владивосток «Утиную охоту». Пьесу Вампилова я читал прошлым летом, она мне понравилась. Надо идти, подумал я. Тем более что и личность Александра Вампилова всегда будоражила мое нездоровое воображение.

Не знаю, надо ли описывать зал? На всякий случай напишу: холод был такой, что невозможно было разжать челюсти. Народ – все больше хмурый – неохотно заполнял негостеприимное помещение. После третьего звонка надежда на аншлаг умерла. Нас было мало, но мы крепко держали оборону в полупустом, плохо отопленном зрительном зале.

Лично я ждал Зилова. Еще раньше подумал: если с Зиловым будет всё в порядке, то удовольствие от пьесы я получу. Что значит «всё в порядке»? Мне хотелось видеть в нем того, кого описал в своей пьесе Вампилов, то есть «мужчину лет тридцати, довольно высокого, крепкого сложения, в чьей походке, жестах, манере говорить много свободы» (цитирую по ремаркам Вампилова). Каково было мое изумление, когда на сцену вышел знакомый по второсортным сериалам пожилой лысеющий актер, полный и низкорослый. Я крякнул, а отец, истолковав это по-своему, напрягся. Ничего, подумал я. Искрометная игра актера, гениальное погружение в роль и искусство перевоплощения заставят нас, зрителей, забыть о несовершенствах фигуры и несоответствии возрасту Зилова. «Всё образуется», – приободрил я себя словами Стивы Облонского. Но всё отказывалось образовываться. Тщетно пытаясь уловить в облике главного героя «небрежность и скуку», я откровенно замечал зиловскую спесь и барское высокомерие, которые сквозили в небрежно роняемых репликах актера. «Возможно, новое прочтение пьесы», – предположил я. Не хочу брать грех на душу, но у меня сложилось такое впечатление, что актер нетрезв. Во всяком случае, отец «зуб давал», что это было именно так. Возможно, этим объяснялись его плохо проговариваемые реплики, навязчивые и однообразные жесты, когда актер бесконечно обхватывал руками голову, раскачивался и стонал.

А тем временем на сцену подтягивались остальные персонажи пьесы. С ними было еще печальнее. Вместо двадцатишестилетней Галины (между прочим, Вампилов подчеркивал ее хрупкость как основную черту персонажа) на сцену вышла актриса, которая, по-моему, играет бабку из рекламы «Домик в деревне», бегущую за внуками со сметаной в руках. На протяжении всего спектакля с ее лица не сходила блаженная улыбка (может, следствие неудачной пластики?). Про актера, играющего роль Саяпина, близкого друга Зилова, скажу словами отца: «И я так могу».

Отдельного внимания заслуживает актриса, исполняющая роль Ирины, возлюбленной Зилова. Ну и что, что Вампилов пишет «студентка». Очевидно, режиссер руководствовался постулатом «Учиться никогда не поздно», приглашая на эту роль немолодую, дородную, битую жизнью актрису. «Бывалая», – только и выдохнул я. Ситуацию не спасала ни тугая, плохо прилаженная к голове коса, ни задорная юбчонка, обнажающая рыхлые, усталые ноги, всем своим видом говорящие: «Остановите Землю, я сойду!» Как итог – в юность героини никто из зрителей не поверил, хотя актриса и очень старалась. Она то кокетничала с Зиловым, то куксилась, то изображала невинность, но владивостокский зритель на это не повелся. Аплодисменты Ирина так и не сорвала.

Что добавить еще? Разве что хриплый голос (труппа была проездом из Красноярска, где в то время стоял мороз в минус сорок) да навязчивое движение лицом, про которое незабвенная Раневская говорила: «Много мордой суетит».

В пьесе Вампилова есть интереснейший персонаж, Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина. Эту роль исполнил очень пожилой, если не сказать старый актер (у Вампилова ему 50). Каждую реплику он отрывисто лаял, и каждый раз его лай сопровождался резким покраснением лица. «Кровь ударила в лицо», как говорят в народе. С третьего ряда мне это было хорошо видно. Гипертония? Алкоголь? Не знаю. Но ни в том, ни в другом случае на сцену лучше бы было не выходить.

Все два с половиной часа меня не отпускало острое чувство стыда за ломающихся перед публикой актеров, которые ради рубля решили «чесануть» за десять тысяч километров в надежде, что публика – дура, всё схавает (примерно так писал в рассказе «Как я был актером» А. И. Куприн). Но публика, хоть и дура, но глотать «театральный шедевр» не желала. Уже во время первого антракта зрители возроптали. Не стал исключением и мой отец. Далекий от искусства, простой пожарный, он толкнул меня в плечо и сказал: «Пошли отсюда, а?» Но я не пошел. Решив испить эту чашу до дна, я ринулся в зрительный зал и засел там, как солдат в окопе. «А ля гер ком а ля гер», – сказал я самому себе и углубился во второй акт.

Если кто и был для меня откровением второго акта, так это Кузаков. Из всех вампиловских ремарок – «задумчив, самоуглублен, умеет слушать других» – актером была выполнена лишь одна: «одет весьма неряшливо». Несмотря на то что Вампилов пишет про Кузакова: «обычно в тени, на втором плане» – какой там! Новоиспеченный Кузаков постоянно выпячивался, мельтешил на сцене, был развязан, суетлив и несколько раз позволил себе отпустить в зал недвусмысленные шутки (при этом зал вздрогнул!). Я проверил позже – в тексте пьесы их не было. Если актера, исполняющего роль Зилова, было жаль за его преклонный возраст, седину вокруг ярко выраженной лысины, непрезентабельный внешний вид и головную боль, то отношение к актеру, играющему роль Кузакова, было негативным. «У того, длинного, приблатненные манеры. Сидел, наверное», – предположил отец, когда мы возвращались домой. И хотя это, наверное, не так, возразить было трудно. Каждый свой выход актер сопровождал развязным покачиванием бедер (не знаю, чем режиссер оправдывал его танцующую походку, какой «второй план» стоял за этим?). Сидя на стуле, тот постоянно ерзал, как будто его беспокоили глисты. В сцене с распитием вина он претенциозно держал рюмку наотлет, оттопырив мизинец с грязным длинным ногтем.

Отдельного внимания заслуживает музыкальное оформление спектакля. Если в двух словах, то будет примерно так: «Каков поп, таков и приход». Монотонную и невыразительную игру главного героя сопровождала одна и та же неприятная, скрежещущая музыкальная тема, автором которой в программке значился современный композитор Виктор Паюсный. Вы не знаете такого композитора? До недавнего временя я тоже не был знаком с его творчеством. Что хотел выразить своей музыкой композитор Паюсный, я не знаю. Духовный кризис главного героя? Напряженный поиск идеалов? Могу лишь предполагать. Но как только герой появлялся на сцене, зрители, охваченные какофонией, вжимались в кресла и морщились. Правда, в конце спектакля, в том месте, где Зилов пытается покончить с собой, вдруг откуда ни возьмись зазвучала всем хорошо знакомая музыкальная тема из фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны». По сравнению с музыкой Паюсного, этот фрагмент был воспринят зрителями как «Вальс цветов» Чайковского. Я ожидал, что в этом месте публика будет аплодировать стоя.

Послесловие

Когда я поделился с матерью своими впечатлениями об увиденном, та сказала: «А ты и так бы не смог». Да, не смог бы. Потому на сцену и не лезу.

Илья ВЫГОВСКИЙ, 11 лет, г. Владивосток

Обязательно загляните сюда:

  • Зона дружеского режимаЗона дружеского режимаРецензия на спектакль «Френдзона» Общедоступного театра «Периферия» (режиссер Александр Беляев) Двадцать первого февраля на сцене «Периферии» состоялась премьера спектакля по пьесе […]
  • «В душе хороший человек»«В душе хороший человек»В театре возможно всё, кроме пошлости и скуки. Дерзайте! А. А. Калягин   …Обстановка на сцене была такая, как будто по ней пробежал щенок спаниеля и раскидал всё вокруг. Дуэль на […]
  • Понедельник – день театральныйПонедельник – день театральный На этой неделе в Общедоступном театре «Периферия» прошел «Театральный понедельник», на котором режиссер и артисты общались со зрителем в новом формате. Нас ожидала читка двух пьес и их […]
  • Театр «Периферия» открыл третий сезон премьеройТеатр «Периферия» открыл третий сезон премьеройВ субботу, 9 сентября, на сцене астраханского Дома актера состоялось открытие третьего сезона Общедоступного театра «Периферия». Зрители увидели премьерный спектакль «Обнимаркет» […]
  • О классике. Красивая сказка (поход в Большой на «Спящую красавицу»)О классике. Красивая сказка (поход в Большой на «Спящую красавицу»)Однажды в «прекрасную» весеннюю погоду, когда ледяной дождь бил в лицо прохожим, а тротуары постепенно на глазах у недовольной публики превращались в грязное месиво, меня […]
  • На сцене небольшого театраНа сцене небольшого театраКакие ассоциации у вас рождаются при слове «театр»? Скорее всего вы думаете, что это пыльное и скучное заведение, куда приходят лишь люди за 40 в элегантных костюмах, бальных платьях и […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

24 комментария

  1. Маришка, отнюдь! Мне удалось немного пообщаться с автором, и я подтверждаю, что он не по годам умён и рассудителен. Всего Достоевского уже прочитал! И не только его.

  2. если честно, я в шоке, что 11-летний мальчик может ТАК писать! и что он читает Достоевского, и Вампилова, и, как вы говорите, не только их. если все действительно было так, как описал Илья (а зачем ему кривить душой, на самом деле), то из театра я бы тоже вышла как оплеванная. помню, смотрела «утиную охоту» в нашей драме. Зилова играл Вакулин — так вот, спеси и барских замашек там было не меньше)) как и в любой другой его роли, в принципе. я уж молчу о том, что пьесу сильно порезали… ладно, кажется, я ухожу в собственную рецензию) тут же хочется просто выразить уважение автору за текст вообще, за юмор, за обостренное чувство к прекрасному и любовь к литературе. так держать!

  3. Интересно было бы почитать рецензию этого автора «со знаком плюс».

  4. Здравствуйте! Я — автор. Я люблю читать, писать. Разве это плохо? Кто-то собирает Лего, кто-то мастерски играет в хоккей… Я написал то, что думал.

  5. Я понял намек. Со знаком плюс, это намек на то, что я желчный гриб. Но это не так! Я вообще-то пишу стихи, рассказы про животных. Хотите, напишу, и вы прочитаете?

  6. Хм. Абсолютно недетская речь, интересно, как автор определяет период упомянутого «детства». Лет до трех? Тряхнуть стариной в 11лет? Сильно. Суровый город, видно. Текст совершенно зрелый, что скажешь. Страшновато, наверное, общаться с таким ребенком.

  7. Виктор, я общался с вундеркиндами — и это действительно, доложу я вам, то еще испытание. Будто экзамен сдаешь, каждое слово приходится взвешивать. Но мы же тут сами всегда говорим, что нужно прежде всего оценивать текст. Будь он без подписи, что бы мы сказали? Что он качественно сделан, хоть и несколько не по законам жанра рецензии. Я тоже не выношу, когда подбор актеров идет вразрез с авторскими описаниями. Но тут уж, как часто бывает в театрах, видно, выбирали из премьеров и прим. Автору советую писать и дальше, публиковаться, искать единомышленников. Благо, интернет сейчас позволяет найти друзей по интересам, и возраст этому не помеха.

  8. Спасибо, Маскот! Я скопировал Ваше сообщение, распечатал, теперь буду читать «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий». Потому что я сам ничего не знаю: правильно ли я делаю, что пишу или неправильно. Задаю себе вопрос: а кому это нужно? И часто склоняюсь к тому, что никому. Я не специалист по написанию рецензий. Я вообще не специалист. Я вообще не. Но то, что я пишу, оно прямо прет из меня, я не могу с этим справиться и пишу. Зато, если не интересно, могу сидеть над чистым листом и хоть умри, ничего не рождается. Вообще-то, если честно, мне одиноко. Как-то одиноко. Не знаю, как написать, одиноковато, что ли.

  9. Maskot, абсолютно согласен, главное — текст. Текст — да, не совсем рецензия, скорее — отзыв внимательного зрителя, но — очень внимательного и с отличным чувством фальши, если так можно сказать. Плюс — человека, отлично владеющего словом, чего и вполне состоявшимся журналистам часто не хватает.

  10. rjnvfhrbp, (кот маркиз?) здравствуйте.) Очень рад знакомству и очень надеюсь на новые тексты от Вас! Снимаю шляпу! Виктор.

  11. Спасибо всем! Спасибо, Витя! Но вот что интересно: мне писать легче, чем говорить. Я не боюсь чистого листа. Наоборот, рука прямо тянется что-нибудь написать. А с разговором — иначе. Не слишком быстро подбираю слова, отвлекаюсь на внешность собеседника, растворяюсь в его внутреннем мире и поэтому теряюсь.
    Но особенно не дружу с математикой. Мне она очень трудно дается. Можно сказать, вообще не дается.
    Я сейчас роман пишу. Это уже второй в моей жизни. Первый забраковали все, сказали, что скучный, неинтересный, герои неестественные. Про школу пишу, конечно. Все мои герои — школьники.

  12. Илья, по-моему, писать и надо только тогда, когда не можешь не писать. (Понятно, что речь сейчас не о журналистах: они-то, в отличие от литераторов, люди подневольные, рабочие лошадки.) А кто забраковал ваш первый роман? Мама? Папа? Учительница?

  13. Витя, кстати, старше вас, Илья, лет на тридцать)) Это я к тому, что, возможно, вы уверены, будто тут только школьники комментируют.

  14. Илья — тебе спасибо.) У меня вот тоже с математикой дела обстояли абсолютно никак, как и со всеми точными науками. Я, собственно, троечник, у меня в аттестате — 6 троек.) Большие формы я пробовал писать — но, увы — не моё. Рассказы больше, сказки. И то редко, что-то лежит на прозе ру, конечно, что-то утеряно по причине небрежного отношения к архивам, нет их у меня.

  15. Нет, я понимаю, что тут взрослые. Меня не смущает, что Витя меня старше на 30 лет. Ведь для дружбы это не важно. Главное, чтобы души тянулись друг к другу. А возраст — ерунда это. Я понимаю свое место на сайте: здесь опытные люди, которые добились многого, чего не скажешь обо мне. Но это же нормально! Я чему-то учусь, прислушиваюсь. Мне это поможет в дальнейшем.
    Свой первый роман я читал своим родителям. Отец сразу же сошел с дистанции, сказал, что это полное оно. Мать была куда более терпелива, но и она сказала, что вот Гоголь в свое время набрался мужества… И мне стоит поступить так же. Пытался прочитать друзьям, те сказали, что хрень и скукота. Надеюсь, что мой второй роман будет удачнее. Хотите, опубликую вам несколько глав. Хотя, неловко как-то. Может, здесь не принято…

  16. Для меня вы — идеал. Я бы тоже хотел на улице с гитарой. Не хочу работать в офисе, чтобы был начальник, коллеги. Хочу независимости и самовыражения. Как вы. Прочитал про вас все, что было в Интернете. Просто преклоняюсь.

  17. Ох, Илья, не преклоняйтесь, при поклоне кроме своей обуви ничего не видно.) Спасибо, на добром слове, конечно. На улице с гитарой — это интересно, на самом деле. Особенно для людей, которые умеют наблюдать, слушателей ведь много, иногда даже начинают судьбу свою рассказывать. Давно хочу что-то написать на эту тему. Главы из романа — можно, конечно, но просто как совет: если есть короткие вещи, рассказы, эссе — лучше начните с них. Покажите, чтоб читатель привык к стилю и потянулся за следующим текстом. Ну, мне так кажется.

  18. Я попробую. У меня есть гадкая черта — не могу остановиться. Если уже у меня родился герой, то он выходит из-под моего контроля и начинает действовать помимо моего желания. В прошлом романе хотел, чтобы Иста вышла замуж за Мохо, однако, она уперлась рогом и пошла своим путем, только успевал записывать события. Понимаю, что смешно звучит, но оно выходит так. Напридумываю героев, а они начинают жить своей жизнью, пишу за ними и не могу остановиться.
    Я, кстати, тоже люблю БГ. Я как Ассу посмотрел, так сразу и заинтересовался им. Сильная личность БГ.

  19. Пушкинская Татьяна тоже неожиданно для автора вышла замуж. Так что иногда герои действительно живут своей жизнью.

    По поводу «места на сайте». Ресурс предназначен как раз-таки для новичков, которые готовы к конструктивной критике. А среди комментаторов — да, к счастью, есть опытные люди, которые многого добились — и далее по тексту. Мне, кстати, даже жаль, что школьники тут редко высказываются…

    Крупную прозу здесь лучше не публиковать: не тот формат, да и на редактуру много времени уходит. А его, увы, нет. Столько материалов ждут своей очереди, а у меня всё руки не доходят.

  20. А можно, я опубликую здесь свой рассказ? Он короткий. Если хотите, конечно.

  21. я не знаю, что такое в админку. Пришлю на почту.

Добавить комментарий