Два спектакля

Два спектакля     Предисловие

     За неделю дважды была в театре не как актриса или администратор, а как зритель. У меня всегда то густо, то пусто: последний раз я была в театре как зритель в мае, причём тогда тоже два или три раза.

     Итак, я смотрела «Под давлением 1–3» Р. Шиммельпфенинга в РАМТе и «Иркутскую историю» А. Арбузова в театре ГИТИС.

     Два разных спектакля в разных театрах. Профессиональный театральный проект и дипломный спектакль студентов IV курса РАТИ.

     Разные спектакли, разные режиссёры, разные эмоции.  

     Спектакль первый

     Р. Шиммельпфенинг. «Под давлением 1–3» (перевод с немецкого – П. Розенфельд)

     Режиссёр – Е. Перегудов

     Психологические бои под живую индийскую музыку. Оригинально, профессионально, интересно, но затянуто. Два часа выяснений отношений – долго, устаёшь. В программке указано – «ночной проект». Спектакль должен начинаться в 21.00, но де-факто, конечно же, в 21.30. Под аккомпанемент бансури (индийской флейты) и табла (индийского барабана) зрители проходят в зал. Зал битком – оно и понятно: проект всё же идёт редко – всего несколько показов. На площадке – белый ринг, огороженный проводами. По углам ринга – компьютер, копир, кулер, кофеварка – все атрибуты современного офиса и активные участники будущего действа. Над рингом – электронное часовое табло, то показывающее часы, то отсчитывающее секунды. Слева на скамейке сидят актеры, нервно курят. Создаётся впечатление, что ты на судебном процессе.

     Это новая европейская драма, где на ринге в жёсткой схватке решаются людские судьбы. Участники действа (6 человек) по двое выходят на ринг; один из них обязательно будет нокаутирован. Две женщины, женщина и мужчина, два мужчины – таков порядок боёв.

     Режиссёр – выпускник ГИТИСа, и это его дебютная работа. Но можно сразу сказать, что режиссура на высоком уровне и видно много чисто режиссёрских придумок и решений.

     Но о чём же спектакль? Спектакль о жизни. О той обыденной жизни офисных работников, руководителей и менеджеров, которая кажется реальной. Они борются за место под солнцем – за руководящий пост в филиале Дели, за идею очередного рекламного ролика. Но не это на самом деле занимает их мысли… Кто-то скажет, что все они думают только «про это»; можно и на Фрейда сослаться, тем более что автор его земляк. Но нужно смотреть вглубь. Не «про это», точнее не только «про это»… Они просто живые люди. Им важнее иметь мужа, девушку, семью… Это их реальная жизнь, которая их заботит.

     Примечательно, что в каждой паре оба дуэлянта похожи как две капли воды, но они не видят этого, не хотят видеть. Кажущийся важный мир с его делами и карьерным ростом застилает реальную человеческую природу (да хоть бы и желание секса).

     Из всех пар выделяется одна, четвёртая – охранники Генрих и Мария, которые, хоть и появляются не в паре, а раздельно – в начале и конце спектакля, оказываются живыми и видящими то, чего не видят герои, а именно – «аквариумность» жизни офисных клерков.

     Особо хочется сказать об актёрской игре. Умно, точно, правдиво.

     Спектакль второй

     А. Арбузов «Иркутская история»

     Режиссёр – Д. Ливнев

     В театре ГИТИСа идут хорошие спектакли. По крайней мере, те немногие спектакли, что я видела до этого, были хорошими. И я не могу сказать, что «Иркутская история» – спектакль плохой. Нет. Он просто несовременный и как будто недоделанный. Старательно сыгранная драма советского периода, которая вызывает некоторое зрительское участие.

     Выпускники ГИТИСа играют свой дипломный спектакль. Актёрские работы почти все заслуживают твердой четвёрки. До пятёрки не дотягивают: попадаются штампы, видна техника. Но они качественно проговаривают свой внутренний монолог (переживания отражаются на внешнем облике), осваивают предлагаемые обстоятельства – идут по школе. Но это видно… А не должно быть. Поэтому – четвёрка, но твёрдая. К сожалению, не всегда аккуратны в правдивости костюмов: на фоне общего советского стиля годов 50-х частенько встречаются и современные одежды. Конечно, это можно списать и на то, что спектакль студенческий, но ведь влияет на общее впечатление, и создаётся ощущение какой-то недоработанности.

     Однако наибольший минус – режиссёрская работа. Спектакль поставлен одним из старейших педагогов РАТИ, профессором Д. Ливневым. Но постановка отдает ветхостью. Создается впечатление, что театр – это когда люди на сцене ходят туда-сюда. Открывается дверь, входит персонаж, потом он уходит и входит кто-то другой. В течение спектакля у меня было стойкое ощущение, что студенты выполняют некоторый набор упражнений, подготовительных этюдов. Поставить стол, накрыть его, войти, выйти… Нет режиссёрской выдумки, фантазии, которую тоже хочется видеть в театре.

     И всё же в конце я услышала, как старушки стали шмыгать носами, сопереживая героине, да и сама прослезилась. Значит, смогли-таки тронуть зрительские сердца. Значит, актёры.

     Как заметила после спектакля моя подруга, пьеса хорошая. А хорошую пьесу испортить трудно.

 

Елена ШАДЕРМАН

  

Иллюстрация с сайта Rusteatr.blogspot.com

Обязательно загляните сюда:

  • «Лето и дым» Т. Уильямса в 7-й аудитории ГИТИСа«Лето и дым» Т. Уильямса в 7-й аудитории ГИТИСа«Лето и дым» Т. Уильямса в 7-й аудитории ГИТИСа (Режиссёр-педагог – А.В. Ожогин)      В прошлом месяце была на дипломном спектакле […]
  • Люди встречаются… женятся и разводятсяЛюди встречаются… женятся и разводятсяКо Дню рождения А. Володина Пьеса А. Володина «С любимыми не расставайтесь» в 32 аудитории ГИТИСа, режиссёр-педагог – Г.В. […]
  • ON is OFFON is OFFДипломный спектакль IV курса ГИТИСа мастерской народного артиста СССР, профессора В.А. Андреева        Давненько ничего не смотрела – решила, что […]
  • На сцене небольшого театраНа сцене небольшого театраКакие ассоциации у вас рождаются при слове «театр»? Скорее всего вы думаете, что это пыльное и скучное заведение, куда приходят лишь люди за 40 в элегантных костюмах, бальных платьях и […]
  • Понедельник – день театральныйПонедельник – день театральный На этой неделе в Общедоступном театре «Периферия» прошел «Театральный понедельник», на котором режиссер и артисты общались со зрителем в новом формате. Нас ожидала читка двух пьес и их […]
  • Зона дружеского режимаЗона дружеского режимаРецензия на спектакль «Френдзона» Общедоступного театра «Периферия» (режиссер Александр Беляев) Двадцать первого февраля на сцене «Периферии» состоялась премьера спектакля по пьесе […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

2 комментария

  1. вот это я понимаю настоящие рецензии, а не те сухие и ходульные отписки, что встречаются в наших местных газетах. видимо, автор столичный. и профессиональный актер (то есть актриса) к тому же.

  2. Действительно, настоящие рецензии! С известной долей субъективизма, что, однако, идёт статье только на пользу, с юмором, с человечностью.

Добавить комментарий