ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Вечер перед премьерой     Предисловие

 

     Неделю назад после работы я подошла к театру «У Никитских ворот», чтобы посмотреть, на какой бы спектакль сходить в праздничные дни. Афиша, висящая у входа, гласила, что 3 мая состоится музыкально-поэтическое представление в двух частях «Будь здоров, школяр!».


     В указанный день я приехала заранее, чтобы купить билет. Объявление при входе сообщало странную для меня информацию: «В связи с болезнью актёра спектакль «Дни нашей жизни» заменён на спектакль «Под управлением любви» (по повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр!»)». Смысл написанного поначалу меня сильно озадачил, и я перечитала объявление несколько раз, чтобы точно понять, что я собиралась приехать на спектакль, которым заменили какой-то другой спектакль, о существовании которого я и не подозревала. Странно, конечно, но главное, что я попала именно туда, куда и хотела.


     После покупки билета меня ждало ещё одно удивление: пожилая женщина поинтересовалась, нет ли у меня лишнего приглашения. Когда я ответила, что купила билет, в свою очередь изумилась моя собеседница и тоже поспешила в кассу.


     Я вошла в театр и отправилась в буфет, чтобы спокойно изучить программку. В программке спектакля значилось:


К 65-летию Победы


Булат Окуджава


Будь здоров, школяр!

(музыкально-поэтическое представление в 2-х частях)


Премьера 4 мая 2010 года

 

     И тут меня осенило, что 4 мая ещё только завтра…


     Женщина, спрашивавшая у меня на входе лишнее приглашение, села рядом и доверительно сказала: «Сегодня самая первая премьера…»


     Поняв, что попала на сдачу спектакля, я почувствовала некое подобие гордости за своё пребывание в этом мире и ощутила себя человеком из будущего.


     Изучая афишу театров Москвы на май, я открыла страницу театра «У Никитских ворот» и прочитала следующее:


4 мая, вторник


ПРЕМЬЕРА


Б. Окуджава


Под управлением любви

(Музыкально-поэтическое представление в 2-х частях)


     Мозаика потихоньку начала складываться…

 

 

     Перед началом представления Марк Розовский, художественный руководитель театра, специально поднялся на сцену, чтобы объяснить, что мы попали на генеральный прогон нового спектакля.

 

     В небольшом зале театра «У Никитских ворот» яблоку негде упасть: приглашённые и зрители стоят в проходе, сидят на приставных стульях и полусидят на ручках кресел.

 

     Почему-то именно в этом театре я всегда сижу в первом ряду, у самой сцены, хотя и не очень люблю эти места – лучше подальше. Мне видно всё до самой мелочи. Однако начать хочется с общего впечатления.

 

     А общее впечатление очень странное. Ясно одно: спектакль будет хорошим. Не сегодня, но, может быть, уже скоро, когда он оформится, оботрётся, выграется, вживётся. Он будет хорошим: зрители будут плакать, и смеяться, и выходить со счастливыми, одухотворёнными лицами. Уже сегодня я слышала всхлипывания, а заканчивался спектакль под бурные аплодисменты. Кто-то даже встал; мне вставать не хотелось, но подняли.

 

     Режиссура добротная. Придраться не к чему. Но… нет чего-то, что «цепляет». Всё канонично, ожидаемо, что ли. Может, это стиль театра. Я посещаю здесь уже не первый спектакль, и театр мне нравится. Но уже виден стиль (или штамп?!). Не хочется предчувствовать. Хочется неожиданностей. Хотя и они имеются в наличии.

 

     Звуковое оформление представления: живой звук оркестра, играющего за сценой, музыканты которого по-одному появляются на сцене, солируя или аккомпанируя поющим актёрам, иногда прерывается грохотом взрывов и перестрелки, который, естественно, идёт в записи через колонки. Все звуковые эффекты весьма неожиданны, громки и ввергают в шок, заставляя пригибаться и затыкать уши. В какой-то момент на сцене даже взорвалась петарда, отчего сидевшая рядом со мной женщина начала креститься. К сожалению, на этом неожиданности заканчиваются. Но опять же, надо повторить, что к режиссуре претензий нет: всё сделано хорошо, но… не ах.

 

     Инсценировка повести «Будь здоров, школяр!», видимо, принадлежит театру, и драматическая основа практически точно повторяет текст повести, в который вкраплены известные всем песни поэта-барда и писателя. Зрители поют знакомые песни Б. Окуджавы вместе с актёрами, получается довольно стройный хор. Хорошо. Значит, нравится. Я человек дикого поколения безвременья. Или просто в моей семье Окуджаву не слушали. Я плохо знаю его творчество, поэтому не пою, а просто смотрю спектакль, точнее представление, как правильно обозначен жанр этого зрелища в программке. Не спектакль. Музыкально-литературная композиция. Песни Окуджавы, связанные сюжетом инсценированной повести.

 

     Возможно, «странность» впечатления происходит именно оттого, что песенный компонент перебивает драматическую составляющую, в связи с чем происходит неразбериха в мозгу не искушённого творчеством Окуджавы зрителя и слушателя, понимающего, что он попал не на тот праздник жизни. И это камень, естественно, не в огород театра. Личное невежество часто мешает воспринимать искусство адекватно.

 

     Странное ощущение неуверенности добавляет и подбор на главную роль актёра, чьи внешние данные несколько не соответствуют тем характеристикам, которые даются ему по ходу пьесы. Сразу коробит то, что молодой человек не худощавого телосложения сам о себе отзывается как о тщедушном. Неожиданным и несуразным кажется и то, что связистка Нина кличет его «черноглазиком», а он, тут же поворачиваясь лицом к залу, показывает свои удивительные синие глаза. Сам актёр (Никита Заболотный) молод, и это его первая главная роль в театре. Что ж, возможно, просто нужно время, и тогда зритель не будет обращать внимания на подобные несоответствия, ибо актёрский талант и мастерство будут сильнее внешних данных. И сейчас уже нельзя сказать, что роль актёру не удалась. Нелепый, но милый «ёжик» вызывает симпатию и сочувствие. Пристрастному зрителю просто не хватило жизни актёра в роли и, пожалуй, изюма, чтобы поверить и не акцентировать внимания на цвете глаз и комплекции.

 

     Удачным оказался дуэт Сашки Золотарёва и Коли Гринченко (Владимир Давиденко и Денис Юченков соответственно). Они да ещё, пожалуй, старый кавалерист Шонгин (З.а. России Александр Вилков) вызывали полное доверие, приковывая внимание шутками и остротами, и оттого, наверное, особенно остро почувствовалась боль утраты, когда взрыв мины унёс жизнь старого солдата Шонгина.

 

     Некоторой вульгарностью и развязностью озадачила Ниночка (Ника Пыхова): колготы в сетку и блеск для губ не просто не соответствуют эпохе, но выбивают зрителя из ситуации не очень подобающими случаю ассоциациями. Кроме того, Ниночка сильно выбивается из ансамбля девушек в скромных платьицах того времени. При этом понятно режиссёрское прочтение этого образа: весёлая связистка при штабе, живущая с командиром, но заигрывающая с бойцами, которая, как и все на войне, имеет свою нелёгкую судьбу.

 

     По ходу действия на первый план выходит то один, то другой персонаж. Находится место и для музыкантов, которые по очереди появляются на сцене, как бы обозначая звуковое соответствие происходящей ситуации, озвучивая душевные переживания героев: скрипка, флейта, аккордеон, даже контрабас.

 

     У этого представления обязательно найдутся поклонники. И думаю, что отзывы будут самые лестные. Ощущение «странности» и смятения вызвано, вероятно, плохим знанием стихов и песен Окуджавы, собственным невежеством. Кроме того, анализируя свои впечатления, прихожу к выводу, что попасть на генеральный прогон спектакля, конечно, хорошо, но мне больше нравится видеть не потенциал, а результат, когда актёры уже перешли границу активного поиска и играют как живут. Возможно, такая позиция и не совсем верна, но мне кажется, что так лучше. И ещё я снова поняла, что сидеть в самом первом ряду возле сцены не люблю: слишком видны все мелочи, и нет общего впечатления.

 

     Пожалуй, надо будет ещё раз сходить на этот спектакль… чуть позже.

 

 

Елена ШАДЕРМАН

  

Иллюстрация с сайта Rusteatr.blogspot.com

Обязательно загляните сюда:

  • Песни под дождёмПесни под дождём     Выйдя во двор в весьма подавленном настроении, я поднял голову и вдруг с совершенной ясностью увидел: а ведь именно здесь, во дворе, можно сыграть следующий […]
  • С той песней, что жить помогалаС той песней, что жить помогала     В лицо бьёт сырой ветер, а под ногами шлёпает размякший снег. Астраханцы торопливо идут по своим делам, позабыв, что совсем скоро наступит весна. И будет […]
  • Добро пожаловать в филармонию!Добро пожаловать в филармонию!     Астраханская государственная филармония каждое воскресенье радует любителей музыки. Так, в последнее воскресенье января состоялся концерт джаз-оркестра под […]
  • Любовь к танцу начинается с музыкиЛюбовь к танцу начинается с музыкиС самого детства я занимаюсь танцами, пробую разнообразные течения. Посещая тренировки по тому или иному стилю, я наблюдаю разное количество тренирующихся – на одних зал забит до отказа, а […]
  • Instinctus insectum. Всесторонний эмбиент в АстраханиInstinctus insectum. Всесторонний эмбиент в АстраханиInstinctus insectum Жанр – всесторонний эмбиент Оказали влияние – Carbon Based Lifeforms, Solar Fields, Nadja, Off The Sky В контакте Facebook Myspace Last.fm […]
  • Зона дружеского режимаЗона дружеского режимаРецензия на спектакль «Френдзона» Общедоступного театра «Периферия» (режиссер Александр Беляев) Двадцать первого февраля на сцене «Периферии» состоялась премьера спектакля по пьесе […]

Комментарии

4 комментария для этого поста.

  1. Маришка в мая 17, 2010 12:39 пп

    я уже запомнила ваше имя, елена! с нетерпением жду новых театральных рецензий из столицы! интересно, легко, оригинально.

  2. Lady Godiva в мая 19, 2010 4:13 пп

    Вот чего-чего, а настоящих театральных рецензий мне в прессе действительно не хватает. Слава богу, теперь отвожу душу на этом сайте! Елена, надеюсь и дальше читать Ваши блестящие отзывы!

  3. antilopa в июня 2, 2010 1:29 пп

    «Нравится… но не всё… но придраться вроде бы не к чему… но что-то не нравится…» По-моему, в рецензии это не самый удачный приём. И повторы, повторы. Про музыкантов, выходящих из-за сцены, про незнание творчества Окуджавы…
    На фоне остальных рецензий Елены эта, я считаю, проигрывает. Может, стоило дать её денёк отлежаться и перечитать перед публикацией?

  4. Анна Идиатулина в июня 2, 2010 2:16 пп

    Дело в том, что это не рецензия в чистом виде, а пост из ЖЖ (как и остальные отзывы о спектаклях Елены). Так что, думаю, жанр можно определить скорее как колонку. А в колонке, как известно, высказывания типа «нравится… но не всё… но придраться вроде бы не к чему… но что-то не нравится…» и подчёркнутый субъктивизм — обычные (и даже структурообразующие) явления!

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->