Песни под дождём

Песни под дождём     Выйдя во двор в весьма подавленном настроении, я поднял голову и вдруг с совершенной ясностью увидел: а ведь именно здесь, во дворе, можно сыграть следующий спектакль. Вот же готовые декорации, за которые не надо платить. Потрясающие лестницы, крыши, всё обшарпанное – настоящий московский дворик, куда попадаешь с Калашного переулка.

     М. Розовский (из интервью газете «Еврейский мир», №41 (243), 17.01.97)

  

     Второй понедельник подряд посещаю этот театр. И если в прошлый раз неожиданно для себя попала на премьеру, то в этот раз нашему (ибо я (в кои-то веки!) была не одна) вниманию был представлен старейший спектакль театра – «Песни нашего двора», который идёт в театральном дворике уже 15 лет. Но возраст спектакля в данном случае не имеет значения, потому что старые дворовые песни исполняют актёры, которым они знакомы с детства, которые сами выросли в таких же двориках, и потому поют они их с особым обаянием. Каждый актёр поёт как чувствует, и песни приобретают своё особенное, в чём-то новое звучание.

     Мне понравилось всё: и Марк Розовский в качестве массовика-затейника, и бумажные самолетики-голуби, и сам театральный дворик, и даже дождь, который неожиданно пошёл в середине представления и так же неожиданно закончился. Актёры же – это особая история, и каждый из них заслуживает отдельных слов восхищения.

     И всё же я по традиции начну с общего: почти в самом центре Москвы, возле площади Никитские ворота, есть дворик – с виду старый и как будто неухоженный – где происходят удивительные вещи. Как только на улице становится тепло, в этом дворике поют… Поют в любую погоду, несмотря на ветер и дождь. Поют старые уличные и блатные песни. Да, и блатные тоже… Но как поют!

     Абсолютное попадание в середину ХХ века даётся с лёгкостью. Актёры просто вспоминают лучшую пору своей жизни. И делают это по-молодому задорно.

     Как и положено, во дворе живут разные люди: женщина в белом плащике и шляпке, разбитной малый в драной розовой футболке, скромный инженер в очках, жулик, точильщик ножей, бывший зэк… По ходу представления возникают всё новые и новые обитатели двора: артисты перевоплощаются, и перед нами также предстают пионерка, проститутка, мымра… И все поют, поют известные песни, и хочется подпевать, даже если не знаешь слов. Ведь эти песни, по меткому выражению Марка Розовского, заложены в нас генетически: «Постой, паровоз!», «Городской романс», «Крутится-вертится шар голубой…», «Конфетки-бараночки», «В кейптаунском порту», «Девушка из Нагасаки» и т.д., и т.п.

     Способностью мгновенного перевоплощения и молодым, даже молодецким задором меня особенно поразили двое: Маргарита Рассказова и Александр Вилков. Появляясь перед зрителем как мужчина и в процессе спектакля превращаясь то в пионерку, то в грудастую даму с цигаркой и в халате, которая ни одного мужика не пропустит, Маргарита Рассказова сначала пугает своей развязностью, а потом притягивает удивительным актёрским обаянием. Ей удаётся не перейти ту черту, за которой начинается пошлость, но умело балансировать на этой границе, вызывая зрительское восхищение. И понимаешь, что в«Песни нашего двора» в Театре у Никитских ворот этом дворике есть место и таким развязным женщинам с растёкшейся по всему лицу алой помадой и синяком под глазом. Честно говоря, я сначала подумала, что передо мной Любовь Полищук (настолько они похожи по манере и даже внешности).

     Александр Вилков сначала поразил лихачеством, молодецкой удалью, с которой он забирался на крыши дворовых построек, чтобы исполнить очередную песню. Однако моё уважение и восхищение вызвало его исполнение песни «Я институтка, я дочь камергера…», которую он исполнил в образе той самой Летучей мыши, институтки-проститутки: красные чулки, туфли на каблуках, лёгким движением руки превращённые в шорты штаны, шляпа с полями и та же рваная розовая футболка, в которой он появился перед зрителями в начале спектакля. Описывать реакцию публики, наверное, излишне… Восторг! Восторг именно от тонкой, «намёкливой» актёрской игры, когда опять же балансирование на грани дозволенного заставляет думать, что же будет дальше… А дальше шорты лёгким движением «ножки» обратно превращаются в брюки. Всё, песня закончилась, актёр вышел из образа. (Тут же замечу, что такие ножки хотелось бы иметь каждой девушке).

     Пухленькая дама в белом плаще и шляпке – Ирина Морозова – обладает просто чудесным голосом. Такая дама-чистюля, конечно же, есть в любом дворе. Она не изменяет свой образ. Да и зачем? К ней в окно лезет молодой пацан с цветами. Не это ли вечное женское счастье – чтоб любили, чтоб восхищались, чтоб дарили цветы независимо от возраста!

     Неизменной остаётся и Валентина Ломаченкова. По правде сказать, если б я не знала, что это женщина, то решила бы, что мужчина: брюки, какой-то непонятный прикид типа пиджака-сюртука и тюбетейка… Она поёт «Постой, паровоз!» и в этот момент очень похожа на Юрия Никулина в том самом фильме. А ещё она свистит, как заправский пацан, и играет на скрипке (конечно же, не одновременно).

     Песни Высоцкого поёт человек в чёрном – Игорь Старосельцев. Он же играет жулика. Он же играет на гитаре. Хотя на гитаре играют почти все участники спектакля, только двое делают это постоянно – он и Виктор Глазунов, которого Марк Розовский представил как кандидата философских наук. И этот кандидат очень удачно вписывается в круг жильцов как тихий интеллигент в клетчатой рубашке и очках. Да, такие они – интеллигенты.

     Не знаю, почему, но позабавила роль Марка Розовского. Он выступает в качестве массовика-затейника, который «подогревает» публику перед началом представления, заставляя вспоминать старые игры, и сам показывает класс игры в лянгу. Он же наливает гостям по «рюмочке» «для сугреву». В течение представления он просто находится на сцене, подпевая артистам и дирижируя публикой; персонажи называют его управдомом – он хитро посмеивается. И тем неожиданней оказывается исполнение им песни «Песни нашего двора» в Театре у Никитских ворот«Товарищ Сталин», когда он появляется из ниоткуда в образе зэка. В его исполнении старая блатная песня вновь обретает, наверное, тот исходный смысл, который был в ней когда-то заложен сочинившим её автором, и именно в таком исполнении по телу пробегает мелкая дрожь и в горле чувствуется лёгкое пощипывание.

     Естественные декорации «обшарпанного» московского двора не только добавляют шарма, но и позволяют понять смысл дворовых песен. Пространство используется, что называется, по полной, и если артисты на глазах у зрителя перевоплощаются в представителей различных сословий и профессий, то постройки двора иногда превращаются в тюрьму: достаточно просто присесть и посмотреть на зал через решетку балкона.

     Во дворе, как и положено, висит на верёвках бельё; на сарае – чей-то старый гобелен «Три богатыря», на котором богатыри почему-то стоят на лесной поляне (спасибо нашему другу, который всё это заметил); на трубе под окном сушатся тельняшки, которые своевременно надеваются актёрами, чтобы те в очередной раз превратились, например, в матросов.

     Всё хорошо. Во дворе жизнь продолжается, потому что поют те самые песни…

 

Елена ШАДЕРМАН

 

Фото автора

Обязательно загляните сюда:

  • Наурыз мейрамы кұтты болсын!Наурыз мейрамы кұтты болсын!        На прошлой неделе в Астраханском государственном университете проходил концерт, посвящённый празднованию тюркского Нового года. […]
  • С той песней, что жить помогалаС той песней, что жить помогала     В лицо бьёт сырой ветер, а под ногами шлёпает размякший снег. Астраханцы торопливо идут по своим делам, позабыв, что совсем скоро наступит весна. И будет […]
  • Вечер перед премьеройВечер перед премьерой     Предисловие        Неделю назад после работы я подошла к театру «У Никитских ворот», чтобы посмотреть, на какой бы […]
  • «Вулкан»«Вулкан»     XX век – век сложных коллизий, мировых перемен, социальных переворотов, революций и войн. В каждый исторический период искусство по-разному реагирует на […]
  • Посмотрим!Посмотрим!     Чего нам вечно не хватает? Времени. Оно, как песок, ускользает меж пальцев, оставляя на память лишь ощущения. Как бы нам ни хотелось, его нельзя остановить, а […]
  • Ролики: классно или опасно?..Ролики: классно или опасно?..     Наступила весна. Всё чаще на широких площадях и в переулках можно встретить роллеров на новеньких коньках. А ведь катание на роликах – занятие не только […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

2 комментария

  1. ну почему в астрахани нет ничего подобного?!! ((( как бы подгадать свою следующую поездку в столицу под этот спектакль?..

  2. «Любите ли вы театр…» Сайт просто расцвёл, когда на нём появились хорошие, качественные рецензии. Читаю с удовольствием, спасибо.

Добавить комментарий