ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

В.М. Семёнов     Конечно, стили написания и подачи материала в разных печатных и электронных изданиях разнятся как небо и земля. Но каждого автора, независимо от его стажа и опыта, волнует одно: будут ли его заметка, статья, репортаж востребованными? Возжелает ли их читатель? Заметит ли среди десятков им подобных?

     В любом деле человек вырабатывает для себя какие-то золотые правила. В журналистике таких правил уйма, но я для себя уяснил пять основных:

     Интересно. Полезно. Понятно. Актуально. Кратко.

     1. Интересно

     Проследим за взглядом рядового читателя, раскрывшего газету. Что бросается ему в глаза в первую очередь?

     Фото

     Для того чтобы сопроводить заметку оригинальным снимком, порой достаточно сделать его под неожиданным ракурсом. Сбоку, снизу, сверху. Подчеркнуть динамику – движение, процесс общения. Пусть снимок даже будет постановочным (типа «а изобразите-ка мне кипучую деятельность») – такая фотография тоже не лишена драйва, и читатель останется доволен. Но сфотографировать – ещё полдела. Снимок надо уметь преподнести. Не стоит бояться обтекать его текстом, разбавлять коллажем, подключать способности верстальщика, дизайнера, художника. Кстати, если к заметке вообще нет снимка – не беда. Карикатура, диаграмма, таблица в некоторых случаях выглядят для читателя даже убедительнее и интереснее. Любая иллюстрация – магнит для глаз.

     Заголовок

     Вот где простор для фантазии! И порой для журналиста придумать оригинальный заголовок сложнее, чем написать саму статью. Привлекайте к сочинению окружающих: одна голова – хорошо, а десять –Пять золотых правил человека пишущего лучше. Используйте цитаты из кинофильмов, песен, стихов, переделанные поговорки – в общем, то, что на слуху и что непосредственно относится к теме материала. Хороший снимок и цепляющий за душу заголовок – половина успеха статьи.

     Подзаголовок

     Необязательное, но желательное (особенно для больших статей) условие. Обычно подзаголовок – это продолжение заголовка. Пример: к заголовку «Государство – это я!» добавим «– считает бюрократ Иван Иваныч».

     Обычно заголовок печатается крупным шрифтом в три-четыре слова. Понятно, что в него может не уместиться мысль автора целиком. Для этого и существует подзаголовок. Он может раскрыть тему заголовка «Уважайте труд работников ЖЭКа!» формулировкой «Хулиганы опять рисуют на заборе дома № 3». При этом можно добавить интригу: «Что написано на заборе?» – «Работники ЖЭКа устали от хулиганов, рисующих на заборе дома № 3».

     Самым смелым, вкладывающим в подзаголовок какую-либо отвлечённую фразу, важно помнить, что всегда существуют определённые рамки. И эти рамки – сама статья, которая не терпит не имеющих никакого отношения к теме изречений автора. Во всём остальном подзаголовок – это широкое поле для сеятеля.

     Лид

     Тоже необязательная, но желательная приправа к столу. Пусть многие журналисты его недооценивают, но и гурмана, и просто голодного человека больше заинтересует хорошо сервированный стол, нежели стол с одной тарелкой и ложкой. Лид – это вступление, подготовка малыша к взрослой жизни. Или кувалда для тугоумных читателей. Это цепкие объятья любимой, из которых не вырваться. Схватите читателя за горло, заинтересуйте его, заставьте прочитать всю статью до конца. Здесь – всё самое интересное из текста. Самый смак.

     Можно, конечно, просто дать краткое содержание статьи по тривиальному принципу «Что? Где? Когда?». Например: «32 апреля в здании Межгалактического совета состоялось совещание крокозябл».

     Можно сделать то, за что в подзаголовке мы чуть не получили по рукам, – отвлечься от сказанного, припомнить цитатки знатных авторитетов, подчеркнуть актуальность события, причём даже прямо на него не указывая.

     А опытные журналюги иногда наглеют настолько, что, если позволяют место и редактор, окутывают мысль эпистолярной оболочкой с лирическим оттенком. Правда, им это простительно: они умеют делать плавный переход от такого лида к самой статье.

     Текст

     Это тело материала. И пусть на всей земле не сыскать двух абсолютно идентичных людей, всех нас объёдиняет общее строение. То бишь голова, туловище, руки, ноги.

     Ноги. Они кормят не только серых лесных хищников – используйте их в добыче материала, ведь его никогда не бывает мало. А добыв его, мы вспомним про другой вид конечностей.

     Руки. Отсекаем всё не относящееся к теме (можно не выбрасывать, а отложить на сладкое, то есть для другой темы), прессуем самое интересное и включаем в работу главный сексуальный орган человека (психофизиологи и анатомы меня поймут) –

     голову. Есть такой хороший приём – структуризация. Это когда тема разбивается на подтемы. Например, пишем про шарнирный механизм и разбиваем текст на абзацы, следуя логике: 1) устройство; 2) принцип работы; 3) предназначение.

     И наконец в работу вступает туловище, или, грубо говоря, брюхо. Голод, жажда, влечение, изжога, колики и прочие эмоции типа «Этот механизм вам не игрушка. Если не проявлять к нему должного уважения, он может вам жестоко отомстить. В самый неподходящий момент он сломается, и из-за повреждения такой вот мелкой, незаметной детали вся махина прогресса встанет, а вы окажетесь в каменном веке» или «Невозможно себе представить, какой вред наносит человечеству этот обыкновенный шарнирный механизм. Своей подкупной примитивностью он парализует тягу к новаторству и останавливает прогресс».

     Конечно, шарнирный механизм ни в чём таком лично мной замечен не был – использовал я его только для наглядности. Во-первых, это пример тому, что эмоции можно включить по поводу любой темы (даже самой скучной) и тем самым привлечь интерес читателя. А во-вторых, это иллюстрация того, как в погоне за интересом аудитории многие журналисты увлекаются и несут откровенную ахинею, раздувая сенсацию там, где её не должно быть и в помине. Заинтересуйтесь сами, но оценивайте объективно.

     О концовке не буду говорить ничего. Просто она должна быть. Если мы начали облекать текст в форму Первочеловека, не оскопляйте его.

     Последние рубежи перед наступлением взяты. Атакуйте!

     2. ПолезноПять золотых правил человека пишущего

     Учение – свет, и пусть статья несёт его читателю. Тем более что ему уже невыносимо интересно, как устроен шарнирный механизм, который вы описали, опираясь на предыдущий пункт. Только не стоит забывать, что заинтересованы этим механизмом будут далеко не все. А редактор, указывая на газетную площадь и поминая добрым словом сестру таланта, уже строго грозит вам пальцем. Не будем вдаваться в подробности: опишем общие положения и укажем на первоисточник. Кому интересно, тот сам найдёт в библиотеке инструкцию по эксплуатации шарнирных механизмов.


     3. Понятно

Пять золотых правил человека пишущего
     Читателю может быть интересна тема заметки. Сказанное в ней он уже считает для себя чрезвычайно полезным. Но если материал написан непонятным для него языком – с десятком ссылок на законы, цифрами, сложной терминологией, – вряд ли он дочитает до конца. Для упрощения официоза в самых сложных научных трудах стоит воспользоваться хитрыми приёмами усекновения. Иными словами, будьте проще – и люди потянутся к вам. Это касается даже специализирующихся на каких-то темах изданий. Например, готовя заметку в журнал про автомобили, мы не должны забывать, что он предназначен не только для шумахеров, знающих толк в езде, рокфеллеров, знающих толк в дорогих моделях, или дяди Эдика из соседнего подъезда, который собирает машины с закрытыми глазами. Этот журнал иногда читают и вовсе не знакомые с темой люди: подростки, бабули, африканские папуасы. Не стоит обижать постоянных читателей-асов и разжёвывать материал – достаточно иногда использовать приём наглядности или личного примера хитрого рыночного торговца, у которого мы уже купили совершенно ненужный товар.


     4. АктуальноПять золотых правил человека пишущего


     Странным было бы писать зимой про летний волейбол, а летом – про заливку зимних переправ. Но есть оговорка: существуют темы, актуальные всегда. Они у всех на виду, и перечислять их нет смысла. Или напомнить? Хорошо. Отцы и дети, война, несправедливость мира, стремление к комфорту, здоровье… И мало того, что список почти бесконечен, – актуальность вы можете выдавить из темы самостоятельно.


     5. Кратко

     Что мы имеем? В порядке бреда:

     Это интересно

     На иллюстрации – обрезок снимка шарнирного механизма, пропущенный через «Фотошоп». Его держит в руках нарисованный пьяный механик, замахивающийся на шар планеты, из которого валятся болтики и гайки. Заголовок «Что угрожает человечеству?» усиливает интригу. Подзаголовок «Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше» прямо-таки заставляет прочитать текст. И лид о том, что мы считали неинтересным, доказывает обратное.

     Это полезно

     Шарнирный механизм имеет непосредственное отношение к нашей жизни, и читатель должен узнать о нём нечто новое, чтобы эта жизнь стала ещё лучше и комфортнее.

     Это понятно

     Оказывается, шарнирный механизм устроен не так уж и сложно. В нём нет ничего сверхъестественного и необъяснимого. Он доступен пониманию каждого.

     Это актуально

     Мы узнаём, что именно сегодня шарнирный механизм может изменить планету до неузнаваемости. Мы обязаны прочитать!

     Остаётся одно «но»…

     Статья настолько огромна, что лучше отложить её до лучших времён. Для начала прочитаем короткиеПять золотых правил человека пишущего заметки о выращивании ромашек и мухах-дрозофилах. А в тему шарнирных механизмов надо будет как следует вникнуть… если, конечно, до неё вообще руки дойдут.

     Краткость – это маньяк с секатором. Даже если вы выжали всю «воду», всегда найдётся то, что можно сократить. На это способны далеко не все мастодонты пера. Дам несколько советов.

     Во-первых, сокращайте ещё до того, как сели писать. Сразу прикиньте, сколько вам позволено написать, и, сев за компьютер, увеличьте в текстовом редакторе шрифт. Так всегда кажется, что написано больше, чем вы рассчитывали. Как говорят мои умудрённые опытом коллеги: «Лучше исписать полблокнота, а потом из него выжать несколько строк, чем наоборот». Если и это не помогает, зажмурьте глаза, протяните распечатку своей статьи человеку, которому вы доверяете, повернитесь и бегом покиньте помещение. Вы никогда не сократите так, как это сделает кто-то другой. Пусть маньяк с секатором работает вдали от вас. И пусть читатель будет доволен.

     Удачи!

 

 Источник – блог Виталия СЕМЁНОВА «Начинающим журналистам»

 

 

Рисунки автора

Обязательно загляните сюда:

Комментарии

2 комментария для этого поста.

  1. Маришка в октября 23, 2010 6:36 пп

    весело и интересно написано! а рисунки вообще умора )))

  2. Maskot в октября 27, 2010 11:28 дп

    Очень познавательно! Вот бы все учебники писались в таком стиле.

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->