«Вулкан»

«Вулкан»     XX век – век сложных коллизий, мировых перемен, социальных переворотов, революций и войн. В каждый исторический период искусство по-разному реагирует на происходящее вокруг, сохраняя в себе прошлое и в то же время концентрируясь на настоящем. Каждый вид искусства (будь то театр, музыка, литература или живопись) является зеркалом, в котором отражаются культурные, социальные, исторические феномены.

     К сожалению, история не всегда хранит факты в строгом хронологическом порядке – некоторые события она оставляет в тени. Нередко она сознательно погружает в бездонное небытие умнейших и талантливейших людей, как это было во время становления советской власти и в мучительные годы репрессий. Так случилось и с Астраханским татарским драматическим театром «Вулкан».

     Это был театр, слава о котором гремела далеко за пределами Астрахани; театр, в котором работали знаменитые драматурги, чьи имена носят современные театры Татарстана, а также созвездие лучших режиссёров, актёров и композиторов; театр, полувековая деятельность которого составляет целый пласт истории астраханской культуры, забыть которую было бы просто несправедливо.

     Однако сегодня именно так и происходит: о театре помнит лишь старшее поколение, а молодёжь и вовсе не знает, что он существовал.

     История «Вулкана» – это стремительный взлёт от любительского кружка до профессионального театра со статусом «государственный». В 1908 году Астрахань стала одним из первых городов, где начала развиваться национальная культурная жизнь – организовался татарский драматический кружок. Состав был настолько мал, что актёрам приходилось играть по две-три, а то и четыре роли в одном спектакле. За короткий период существования театр приобретает огромную популярность. К 1918 году благодаря упорству и старанию актёров кружок перерастает в профессиональную труппу под названием «ЗолотаяАктёрская труппа театра «Вулкан». 1908 г. орда», а в 1918 получает название «Вулкан». Труппа постоянно пополняется молодыми и талантливыми актёрами из Астрахани, Казани, Оренбурга, Пензы. Деятельность тетра в этот период уже отличается большим профессионализмом и активностью. Репертуар составляют как классические, так и современные пьесы: «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Женитьба» Гоголя (аншлаговый), «Разбойники» Шиллера, «Саран» Мольера.

     В период с 1918 по 1928 годы «Вулкан» посетили десятки тысяч зрителей. В целях профессионального роста в театре проводились курсы теории и практики сценического искусства, организатором и руководителем которых был режиссёр Зайни Солтанов. В начале 20-х «Вулкан» переживает временный кризис: тяжёлые послереволюционные годы стали причиной отъезда многих актёров, театральная жизнь замирает. В 1923 году в Астрахань возвращается Солтанов, чья деятельность вносит свежую творческую струю. В 1928 году театр получает статус государственного. В 30-е годы «Вулкан» переживает свой расцвет: складывается сплочённый квалифицированный коллектив, управляемый талантливыми режиссёрами. В этот период театр принимают не только в Астрахани, но и в других городах, куда он выезжает с гастролями. «Театр стал одним из лучших по своим художественным качествам периферийных театров нашей области. Он показал мысль, мастерство и слаженный, дружный ансамбль», – писали о «Вулкане» в газете «Сталинградская правда» в 1937 году. Аншлаговые постановки известных режиссёров, разнообразный репертуар, богатые декорации, признанные актёры, знаменитые композиторы и дирижёры составляли блистательный творческий коллектив. Только такое созвездие талантов могло давать по 20–30 спектаклей в месяц.

     Несмотря на все достижения и успехи, у театра были трудности: полсцены сгнило, и это грозило обвалом; электропровода были оголены; гримёрных катастрофически не хватало; зарплату актёрам могли не выплачивать месяцами. Материальный вопрос волновал всю общественность, но только не горком и не горсовет. Обращения режиссёров театра к властям оставались незамеченными. В 1940-м, не пережив трудностей, Астраханский государственный татарский драматический театр «Вулкан» перестаёт функционировать. После его закрытия группа актёров долгое время работала при филармонии и окончательно распалась в 1944 году.

 

Альбина УСМАНОВА

 

Фото из личного архива семьи Усмановых

Обязательно загляните сюда:

  • В городе нашем чудный терем стоит…В городе нашем чудный терем стоит…Сегодня каждый, кто приходит сюда, может приобщиться к лучшим традициям художественной и духовной культуры нашего края. А. Жилкин, губернатор Астраханской […]
  • Песни под дождёмПесни под дождём     Выйдя во двор в весьма подавленном настроении, я поднял голову и вдруг с совершенной ясностью увидел: а ведь именно здесь, во дворе, можно сыграть следующий […]
  • Экскурсия по ГатчинеЭкскурсия по Гатчине     С первого взгляда дворец удивляет своей скромностью, столь не свойственной русским царям. Создан он был по проекту итальянского зодчего Антонио Ринальди в […]
  • Люди встречаются… женятся и разводятсяЛюди встречаются… женятся и разводятсяКо Дню рождения А. Володина Пьеса А. Володина «С любимыми не расставайтесь» в 32 аудитории ГИТИСа, режиссёр-педагог – Г.В. […]
  • На границе Европы и АзииНа границе Европы и Азии     У казахов есть интересная поговорка – «Омiр – озен», что в переводе означает «Жизнь – река». Побывав этим летом в […]
  • День археологаДень археолога     Вот уже третий год в Астраханской области празднуется День археолога. Он отмечается 15 августа в селе Селитренное Харабалинского района. Как известно, здесь […]

Вам также может понравиться

Об авторе Albin

3 комментария

  1. какое интересное название для театра — «вулкан». почему именно такое выбрали, вы не знаете? может, это слово по-татарски что-то означает?

  2. Обалденный материал! Спасибо!

    Но есть у меня всего одна претензия. Только как у любопытного человека, а не как у журналиста ;)
    Раз вы говорите про актеров, причем их имена носит не один театр Татарстана, то хотелось бы увидеть парочку примеров.

    А так все здорово, на мой взгляд.

    PS: современные театры сейчас вообще «радуют». Я как-то на постановке пушкинской «Метели» видел хотьбу актеров по книгам и слышал со сцены слова «Windows», «Internet», «Гамбургер» и т.д. Не удивлюсь, если скоро в сочинениях школьники начнут писать, что Пушкин, завтракая гамбургерами, допечатывал «Повести Белкина» на ноутбуке… :(

  3. Согласен с Антоном: имена прибавили бы тексту информативного веса. А написано достойно. И тема, знаете ли, беспроигрышная.

Добавить комментарий