ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

«Бродячие» сюжеты в литературе     «В истории литературы на сегодняшний день, как это принято считать, существует 31 сюжет с различными вариациями и переложениями на современную автору действительность. Я не очень хорошо знакома с современной литературой, но мне  интересно, как современные писатели справляются с проблемой преодоления «банальщины» и «замученности» темы? Чьё творчество вы считаете по-настоящему оригинальным, свежим, необычным? Есть ли у нас авторы, сказавшие «новое слово» в литературе?» (К.О., 11 класс)

     Вопрос очень интересный. Коротко ответить на него трудно, но я попробую.

     Действительно, существует некое количество сюжетов, повторяющихся в мировой литературе. Борхес  считал, что «историй всего четыре»,  французский драматург Польти составил  список из 36 сюжетов, но дело не в цифрах. Заимствование  сюжетов  и создание на их основе новых произведений – дело обычное  и даже естественное в мировой литературе, поскольку вся она вышла из устных  преданий, мифов, легенд и сказок, сюжеты которых повторяются у разных народов мира. Классический пример: великие западноевропейские сказочники – братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен  –  черпали вдохновение в устном народном творчестве. В свою очередь Пушкин позаимствовал ряд сказочных сюжетов  у западных авторов: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – поэтическое переложение  на русский язык «Белоснежки и семи гномов», «Сказка о Золотом Петушке», скорее всего, имеет  источником «Легенду об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга.  Есть свои первоисточники  и у других пушкинских сказок (и не только сказок).

     Все сюжеты Шекспира так или иначе были заимствованы – из исторических хроник, из античной литературы, из произведений предшественников и даже современников. Легенду о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу, интерпретировали многие  немецкие писатели, и первым был отнюдь не Гёте, а живший за два века до него Иоганн Шпис. Неисчерпаемый источник заимствований – сюжетов, имён, смыслов –  являет собой Библия.  Один из выдающихся образцов  присутствия библейских сюжетов в мировой художественной литературе – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (его иерусалимские главы).  Свои библейские циклы есть  у всех великих поэтов, в том числе таких близких нам по времени, как Иосиф Бродский. Так было и будет всегда, потому что сюжеты эти – не «банальные», а вечные.

     Заимствование сюжетов, тем, персонажей, эксплуатацию чужих текстов  видим и в современной литературе. Повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось» – не что иное, как современное прочтение  «Ромео и Джульетты» (у героев даже имена шекспировские – Роман и Юля).  Гораздо более смелый эксперимент  с классическим сюжетом  проделал Борис Акунин. Он взял текст пьесы Чехова «Чайка», полностью  его воспроизвёл и дописал к нему  ещё один, пятый, акт, в  котором представил несколько собственных, отличных от чеховской, версий развязки.

     Вообще, для современной литературы, в особенности такого её течения, как постмодернизм, характерно  скорее ироническое использование известных сюжетов и текстов, «стёб» по поводу классики и классиков, игра  в аллюзии и реминисценции (Пелевин, Сорокин и др.).

     Всё это не значит, что современные авторы только и делают, что переиначивают старые сюжеты. Главным источником вдохновения писателю служит всё-таки не литература, а  жизнь. Остросовременных произведений с оригинальным, «незамыленным» сюжетом написано довольно много. В прошлой публикации, отвечая на вопрос  о лёгком чтиве и «литературных дебрях», я уже называла имена наиболее известных и популярных сегодня авторов. Прямо скажем: нового Платонова  (на мой взгляд, это самый оригинальный писатель  в русской литературе ХХ века) среди них нет. Но из того, что мне самой удалось прочесть в последнее время, могу порекомендовать вышедший в прошлом году  роман Маргариты Хемлин «Клацвог» и другие, более ранние её произведения, которые выделяются из общей массы не тем, про что, а тем, как они написаны.

     На самом деле «свежесть» и «оригинальность» литературного произведения зависят исключительно от таланта автора, безотносительно к тому, использует он вечные сюжеты или придумывает свои. «Талант – единственная новость, которая всегда нова», – сказал Пастернак. А Ахматова в конце жизни написала такие строки:

 

Не повторяй – душа твоя богата –
Того, что было сказано когда-то.
Но, может быть, поэзия сама –
Одна великолепная цитата.

 

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,
журналист, писатель, литературный критик

 

     От редакции: вопросы для Светланы Евгеньевны, связанные с современным литературным процессом, вы можете присылать по адресу: anna.idiatulina@aspu.ru с пометкой «Для С.Е. Шишковой-Шипуновой».

Обязательно загляните сюда:

  • Как добиться успеха в литературе?Как добиться успеха в литературе?     Многие сегодня хотят добиться успеха на литературном поприще. Но что для этого надо, помимо способностей? Как было в начале прошлого века? Все кому не лень […]
  • Как «Русский Букер» опозорилсяКак «Русский Букер» опозорился     «Как вы оцениваете итоги «Русского Букера»  – и книгу, получившую премию, и состояние российской прозы в целом?» (Михаил […]
  • «Сиквелы» и «приквелы»«Сиквелы» и «приквелы»«Многие классические произведения литературы имеют продолжения, написанные не их авторами. К примеру, «Унесенные ветром» – «Скарлетт» А. Рипли, «Люди Ретта Батлера» Д. Маккейга. Есть даже […]
  • Живые образыЖивые образыЧто увидела молодёжь в поэзии Хлебникова        Дом-музей Велимира Хлебникова. На улице ужасная жара, нас тянет заглянуть внутрь и приоткрыть завесу тайны […]
  • Книжная полкаКнижная полка     Вы поедете на бал? Если вы – дама, то ваше сердце не может не забиться быстрее от этого простенького вопроса. Даже если урок по «После бала» […]
  • Правило 50 страниц: читать или не читать?Правило 50 страниц: читать или не читать?«Недавно услышала о «теории 50 страниц»: если книга не увлекла вас в течение 50 страниц, бросьте её и никогда к ней не возвращайтесь. Так ли это? Должна ли важная, нужная […]

Комментарии

2 комментария для этого поста.

  1. Маришка в февраля 24, 2011 7:22 пп

    очень интересный вопрос — и очень интересный ответ! обожаю эту рубрику!

  2. Lady Godiva в марта 4, 2011 7:38 пп

    Согласна. У ведущей рубрики талант отвечать интересно и вместе с тем доступно. Вообще, хорошая задумка: рубрика расширяет кругозор и помогает понять, что литература — это не схоластика, а сама жизнь.

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->