ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

С.Е. Шишкова-Шипунова     «Как поступать в том случае, если читатель придирается, необоснованно критикует?» (Ирина ТКАЧЁВА)

     В советской торговле существовало (во всяком случае, декларировалось) правило: покупатель всегда прав. Точно такой же принцип действовал в редакциях, где мне довелось работать, – у нас заведомо правым всегда считали читателя. Почему так? И что, собственно, стоит за этим правилом? Прежде всего, уважение к тем, для кого мы пишем. Но не только. Уважение к самому себе как автору: я должен писать так, чтобы никакой, даже самый вредный и дотошный, читатель не смог уличить меня в неточности, ошибке, необъективности. Ну а если всё-таки..? Для таких случаев (а они неизбежны в журналистской практике) давно выработаны определённые правила. Если вы ошиблись по-крупному, например обвинили невиновного, оклеветали (пусть неумышленно) честного и т.д., немедленно дайте опровержение. Репутация от этого не пострадает, напротив, все увидят, что вы имеете мужество признать и исправить свой промах. В менее «тяжёлых» случаях достаточно бывает позвонить человеку, извиниться перед ним лично. Вообще, когда вы берётесь о чём-либо писать, а тем более что-то расследовать, сто раз проверьте сами себя, свою позицию: справедлива ли она, достаточно ли у вас доказательств, сможете ли вы защититься, если дело дойдёт до суда.

     Ну а что делать в тех случаях, когда читатель, как пишет Ирина, «придирается» по мелочам, критикует «необоснованно»? К сожалению, я не знаю, о какой именно ситуации идёт речь. Но допустим, что вы правы на все сто. А читатель – неправ. Что ж, попробуйте вступить с ним в открытую полемику, опубликуйте его мнение, а рядом – свой комментарий или, что ещё лучше, комментарий независимого эксперта. Ведь читатель (так же, как и вы) имеет право на ошибку, на заблуждение. Попробуйте его переубедить – выйдет дискуссия, к которой могут присоединиться другие читатели, это даже интересно. Если же тема не стоит публичной полемики, напишите ему личное письмо, изложите – спокойно, доброжелательно – свои доводы.

     Самое главное, от чего я хочу вас предостеречь, – это самоуверенность и высокомерие: мол, я – журналист, я всё знаю, а он – всего лишь читатель. Не забывайте, что вашим читателем может оказаться человек гораздо более образованный и знающий, чем вы сами. Но и к самому простому человеку вы должны иметь уважение и благодарность уже хотя бы за то, что он тратит своё время на чтение ваших опусов (надеюсь, вас не обидит это слово, означающее в переводе с латыни «сочинение, произведение»).

     Бывают, конечно, и совсем уж «клинические» случаи, когда в редакцию пишут явно нездоровые люди, при этом оскорбляют, грозят… С такими не стоит вступать в полемику, переписку. Отправьте письмо в архив и не реагируйте.

 

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,
журналист, писатель, литературный критик

 

     От редакции: вопросы для Светланы Евгеньевны, связанные с журналистской практикой, вы можете присылать по адресу: anna.idiatulina@aspu.ru с пометкой «Для С.Е. Шишковой-Шипуновой».

Обязательно загляните сюда:

Комментарии

2 комментария для этого поста.

  1. milochka в марта 15, 2011 4:55 пп

    Очень полезные советы! Спасибо редакции за рубрику и Светлане Евгеньевне за статью.

  2. Lady Godiva в марта 17, 2011 9:06 пп

    В очередной раз присоединяюсь!

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->