Люди встречаются… женятся и разводятся

Люди встречаются… женятся и разводятсяКо Дню рождения А. Володина


Пьеса А. Володина «С любимыми не расставайтесь» в 32 аудитории ГИТИСа,
режиссёр-педагог – Г.В. Дубовская

     «С любимыми не расставайтесь» А. Володина – четвёртый дипломный спектакль студентов IV курса заочного отделения. И, пожалуй, лучший из тех, что мне удалось у них посмотреть. Выходя из ГИТИСа после спектакля, я вдруг осознала, что не хочу его как-либо оценивать: он навевает воспоминания, размышления, но совсем не требует школьной оценки или разбора актёрской игры. Это уже не просто студенческий дипломный спектакль – это театр. Именно с той черты, когда у зрителя не возникает желания вникать в особенности актёрской профессии, начинается искусство, заставляющее сострадать, улыбаться и плакать, задумываясь о собственной жизни.

     Пьеса А. Володина представляет собой цепь бракоразводных процессов, где сквозной линией проходит судьба Кати и Мити – первой пары в списке разведённых. Пьеса даёт широкие возможности постановщику, чем и воспользовалась Г.В. Дубовская.

     Одна из героинь пьесы, одинокая женщина (Юлия Салмина), пришедшая по объявлению Мити, говорит: «Что делать, это жизнь. Сначала встречи. Что ни день, то встреча… Потом – расставанья. Годы идут… С одним человеком, с другим человеком. Добро бы с чужими – с друзьями! Добро бы с друзьями – с близкими! Казалось бы, зачем расставаться с близкими? Ради того, чтобы потом расстаться со всеми вместе?..»

     В этих слова горечь и тоска одинокой женщины, которая прожила жизнь, не обретя семьи. В этих словах то, на что могут себя обречь пришедшие в суд, чтобы развестись со своим супругом. Но это действительность: сначала встречи, потом расставанья… Сравнивая со своей жизнью, понимаю, что так у Катя и Митямногих, если не у всех. Развод ли, расставание с любимым или нелюбимым, но мужем – такое часто бывает в жизни, потому, наверное, пьеса Володина по-прежнему вызывает сочувствие к её героям, несмотря на то что на дворе второе десятилетие XXI века, а не 70-е годы века ХХ. И хотя сейчас, чтобы расторгнуть брак, не нужно стоять перед судьёй, рассказывая подробности своей личной жизни, хотя сейчас всё гораздо проще, но всё равно остаётся горькое чувство, чувство отчаяния и безысходности.

     В спектакле сцены встреч, безудержного веселья и игр под аккомпанемент баяна (Константин Овсянников) сменяются сценами бракоразводных процессов: Митя (Игорь Уланов) и Катя (Мария Мартынова), Козловы (Анна Кастрова и Вячеслав Шевченко), Мироновы (Анна Перелешина и Алексей Чубаков), Керилашвили (Ольга Кравцова и Мухажир Долаков), Никулины (Ольга Маркина и Сергей Тараскин), Шумиловы (Константин Овсянников и Алёна Полькина), Беляевы (Елизавета Новицкая и Александр Загребин).

     Перед зрителем проходят разные пары, разные судьбы. Для кого-то из них развод – повод начать новую жизнь, а для кого-то – прямая дорога в психоневрологический диспансер; для кого-то – возможность воссоединиться с давней любовью, с которой когда-то, много лет назад, была потеряна связь, а у кого-то муж пьёт и бьёт жену. Но вот семья Керилашвили. Лариса Керилашвили – маленькая, хрупкая, наивная – говорит заученный текст: мол, не любит, не работает, не учится. «Меня всячески унижал, жили мы плохо…» А сама при первой возможности бросается к нему: «Если бы ты меня любил, хоть что-нибудь бы придумал! Почему мы должны жить втроём?!»  Он её любит… Трогательная пара. Для них развод – лишь прихоть тёщи (Лада Аукштыкальнис), желающей «счастья» своей дочке. «Лада Владимировна» подзуживает и науськивает молодую: мол, квартиру кооперативную не купил – значит, не любит. А ведь и так в жизни бывает.

     Перед судьёй проходят пары, у каждой из них своя причина для расторжения брака, но у всех развод требует немалых душевных затрат.

     Сцены встреч сменяют сцены разводов, но сквозь весь спектакль проходит история Кати и Мити. Теперь они в разводе, но в течение всего спектакля мы наблюдаем, как мечутся их сердца. И психоневрологический диспансер, куда попадает Катя, и Митя с сеткой апельсинов, умоляющий медсестру (Аглая Пынина) пустить его в неприёмный день – лишь результат метаний их сердец. Так и хочется крикнуть: «С любимыми не расставайтесь!» А в конце на сцене лишь разбросанные апельсины – такие же одинокие, как разведённые пары.

     В спектакле задействованы почти все студенты курса, многих я наблюдала в предыдущих работах. Теперь я могу судить о них с профессиональной точки зрения.

     Неизменно хороша пара Ольги Маркиной и Сергея Тараскина, игравших супругов Уайнмиллер в спектакле «Лето и дым», а Сергей Тараскин – ещё и начальника полиции в «Полиции» С. Мрожека. Я почти влюблена в этого актёра, дарованию которого подвластны и политическая сатира Мрожека, и реалистическая драматургия Володина. Ольга Маркина способна сыграть и сумасшедшую миссис Уайнмиллер, и наполненную глубоким драматизмом роль Никулиной: «Я не могу видеть человека… каждый, каждый день видеть своего мужа, который любит другую женщину. Ради меня, прошу вас! Решите это сейчас, если можно».

     Мила, очаровательна, трогательна Ольга Кравцова. Жаль, что роли ей достаются похожие – под стать её молодости.

     Сергей Чубаков, сыгравший помешанного на своей работе, чудаковатого и немного наивного сержанта полиции в пьесе Мрожека, здесь оказывается хамоватым, выпивающим псевдоинтеллигентом, что раскрывает его актёрскую многогранность.

     Не может оставить равнодушным талант Юлии Салминой, сыгравшей роль жены сержанта в «Полиции» и одну из женщин в пьесе Володина. На поклоне именно её выход вызвал бурю аплодисментов, потому что перевоплощение в классическую пожилую москвичку-интеллигентку со своим говором в нос и придыханием было слишком неожиданным и слишком реальным.

     Понравилась Мария Мартынова. Почему-то я подумала, что Катя должна быть именно такой: блондинкой с пухлыми губками и слегка наивным взглядом.

     Зато Митя (Игорь Уланов) вызвал сложные чувства, хотя это скорее можно отнести к достоинствам, чем к недостаткам: в его герое я узнала персонажа из собственной жизни и посочувствовала Кате.

     Единственный минус, который я бы отметила, – отсутствие декораций. Чёрный кабинет 32-й аудитории с К. Овсянниковдвумя рядами стульев и столом, покрытым зелёным сукном, кажется слишком мрачным. Хотя… это же зал суда, который иногда превращается в танцевальную площадку, где происходят знакомства.

     Не могу не сказать об изобретательности режиссёра и, скорее всего, актёров, вспомнивших все возможные и невозможные игры из арсенала массовика-затейника советского Дома отдыха. Тут и игра в резиночку, и бег в мешках, и танцы, и «стульчики», и даже «Бояре». Люди встречаются при разных обстоятельствах, но в результате все приходят в суд, чтобы совершить бракоразводный процесс.

     И в заключение хочу сказать от себя. Пока ехала со спектакля, думала, в чём же причина того, что он произвёл столь сильное впечатления. Перебирала и игру актёров, и режиссуру… да, они качественны, талантливы, но тут есть один маленький нюанс – драматургия. Пьесы Володина (а также Арбузова, Вампилова и других советских драматургов) отражают именно наши, русские проблемы, особенности, менталитет, поэтому они ложатся нá душу, проникая в самые тёмные её закоулки.

     И ещё: оказалось, что я попала на этот спектакль в тот день, когда А.М. Володину исполнилось бы 92 года…

 

Елена ШАДЕРМАН

 

Фото автора

Обязательно загляните сюда:

  • «В душе хороший человек»«В душе хороший человек»В театре возможно всё, кроме пошлости и скуки. Дерзайте! А. А. Калягин   …Обстановка на сцене была такая, как будто по ней пробежал щенок спаниеля и раскидал всё вокруг. Дуэль на […]
  • «Лето и дым» Т. Уильямса в 7-й аудитории ГИТИСа«Лето и дым» Т. Уильямса в 7-й аудитории ГИТИСа«Лето и дым» Т. Уильямса в 7-й аудитории ГИТИСа (Режиссёр-педагог – А.В. Ожогин)      В прошлом месяце была на дипломном спектакле […]
  • Зона дружеского режимаЗона дружеского режимаРецензия на спектакль «Френдзона» Общедоступного театра «Периферия» (режиссер Александр Беляев) Двадцать первого февраля на сцене «Периферии» состоялась премьера спектакля по пьесе […]
  • ON is OFFON is OFFДипломный спектакль IV курса ГИТИСа мастерской народного артиста СССР, профессора В.А. Андреева        Давненько ничего не смотрела – решила, что […]
  • Утиная неохотаУтиная неохотаЛюблю ли я театр? Да вроде бы люблю. В детстве регулярно смотрел все эти «Цветики-семицветики». Решил тряхнуть стариной и в ближайший выходной сходить в театр. Позвал с собой отца, чтобы […]
  • Два спектакляДва спектакля     Предисловие      За неделю дважды была в театре не как актриса или администратор, а как зритель. У меня всегда то густо, то пусто: […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

Добавить комментарий