ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

ЕГЭ: за и против     Учебный год подошёл к логическому завершению, а это значит, что для миллионов выпускников наступила пора сдачи единых государственных экзаменов.

     Проблема ЕГЭ была и остаётся одним из самых обсуждаемых вопросов в российском обществе. С момента официального утверждения единого государственного экзамена в нашей стране прошло уже четыре года, однако споры по поводу целесообразности этого введения продолжаются до сих пор. Одни говорят, что ЕГЭ облегчает жизнь ученикам, другие же, наоборот, считают, что он доставляет ещё больше хлопот и нервотрёпки, чем старые советские выпускные экзамены. Попробуем взглянуть на проблему с разных сторон. 

     Целями введения единого государственного экзамена в России стали борьба с коррупцией и возможность предоставить всем ученикам равные условия при сдаче выпускных экзаменов и при поступлении в вузы. Президент Д.А. Медведев так комментирует проблему: «Всё-таки эта система: а) направлена против коррупции; б) делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным; в) эта система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах. Уже в этом её большое прогрессивное значение». 

     Стоит отметить, что система сдачи и сам экзамен ежегодно совершенствуются. Например, в этом году строго запрещается наличие мобильного телефона у экзаменуемых, вводится система «перекрёстной» проверки работ, что означает, что преподаватели одного региона будут проверять работы другого. Приоритетом работы по регулированию госэкзамена является процесс уменьшения количества вопросов с выбором ответа из нескольких вариантов, то есть, как говорит министр образования РФ А.А. Фурсенко, ткнув пальцем наудачу, уже не решить. Получается, что пресловутый «момент лотереи», который обсуждали критики, в конечном итоге сойдет на нет. В целом можно сказать, что структура ЕГЭ регулярно претерпевает изменения, направленные на то, чтобы процесс сдачи экзамена становился всё более прозрачным.

     Однако, несмотря на оптимизм чиновников, многие преподаватели школы и вузов сохраняют к ЕГЭ настороженное отношение. Самое главное недовольство новой системой заключается в том, что формат экзамена, по мнению учителей, не позволяет выявить истинных знаний выпускника. Устраняется главное – речевой контакт экзаменуемого и экзаменатора, выпускник не имеет возможности говорить, отстаивать свою позицию, а ведь далеко не все способны правильно выражать свои мысли на бумаге. Получается некая «уравниловка»: эссе и сочинения все пишут по шаблонам, в которых практически не остаётся места для собственного мнения. С другой стороны, это значительно облегчает жизнь посредственным ученикам. Чётко деля текст на нужные абзацы и используя дежурные фразы, они вполне могут заработать высокий балл.

     Ещё одной и, пожалуй, самой серьёзной проблемой является тот факт, что ЕГЭ меняет приоритеты учеников. Теперь основной целью учёбы в выпускных классах является не получение знаний, а лишь подготовка к успешной сдаче экзамена.

     Сами ученики в своём мнении о госэкзамене также не приходят к единству. С одной стороны, правила проведения ЕГЭ, становящиеся с каждым годом всё более жесткими, всеобщая нервозная атмосфера, предэкзаменационная паника не могут никого оставить равнодушными. В 2010 году было даже зафиксировано несколько случаев самоубийств подростков из-за полученных низких баллов. Однако не стоит забывать о неоспоримом преимуществе экзамена: полученные результаты абитуриент может подавать в несколько вузов, что значительно увеличивает его шансы на поступление.

     Интересно, что последний факт огорчает психологов. Они сетуют на то, что это лишает учеников целеустремлённости. Если раньше ребята заранее выбирали учебное заведение, в котором хотели бы учиться, и упорно шли к поступлению, то сейчас всё больше учеников надеется на «авось», на то, что куда-нибудь да примут.

     Таким образом, вопрос единого государственного экзамена в России всё же остаётся открытым. Несмотря на то что руководство страны ясно дало понять, что не стоит ждать альтернативы ЕГЭ, считать эту проблему решённой ещё рано. Необходимо учитывать мнения всех заинтересованных слоёв российского общества, использовать практику всеобщего обсуждения этого вопроса, ведь только таким путем государство сможет прийти к консенсусу с обществом, удовлетворить все его требования и сделать систему максимально прозрачной, эффективной и действенной.

 

Владислава БОЛДЫРЕВА

 

Фото с сайта Kuban.aif.ru

Обязательно загляните сюда:

  • Схоластика или практика: в чём главная проблема российского образования?Схоластика или практика: в чём главная проблема российского образования?     Мысль, которой я хотел бы поделиться, пришла ко мне во время сессии, и, естественно, она об образовании.      Не знаю, как обстоят […]
  • Кого достал Достоевский?Кого достал Достоевский?В год литературы мы задались вопросами, читает ли современная молодежь классику и почему нет «Сколько бреда-то написал! Рука не отсохла?», «Парень, иди лучше пива попей» – это самые […]
  • БудущееБудущееЧеловека уже ничего не удивляет. Прочитал в социальной сети, что с 2013 года среднее образование станет платным. Ха, да я отучился – и слава богу. Ты отучился. Для чего? Для […]
  • Проблемы молодёжи в фильме «Класс»Проблемы молодёжи в фильме «Класс»     У каждого из нас случались какие-либо проблемы с одноклассниками, будь то сражения за авторитет или обычные выяснения отношений. Всё настолько привычно, что […]
  • ЕГЭ – панацея от всех проблем российского образования?ЕГЭ – панацея от всех проблем российского образования?С 2009 года в России повсеместно был введен Единый государственный экзамен по всем основным предметам, который выполняет одновременно роль выпускного испытания в школе и вступительного в […]
  • Чему нас научила «Школа»?Чему нас научила «Школа»?     Латинская пословица гласит: «Искусство – в умении скрыть искусство». Можно ли это прекрасное изречение отнести к сериалу […]

Комментарии

6 комментариев для этого поста.

  1. Lady Godiva в июня 4, 2011 7:19 пп

    Совершенно не ожидала увидеть под текстом подпись Влады… Для этого автора — как-то суховато. Нет живых, остроумных замечаний, так ей свойственных; несмотря на часто встречающиеся слова «одни думают…», «другие считают…», многоголосие не передано (реплики Медведева и Фурсенко пробела не восполняют, т.к. отдают казёнщиной). Материал напоминает школьное сочинение реферативного характера, но уж никак не журналистский проблемный текст.

  2. Маришка в июня 4, 2011 7:40 пп

    lady godiva, по-моему, вы несправедливы к автору! написано-то хорошо, проблема освящена со всех сторон. но цитат, действительно, не хватает….

  3. Lady Godiva в июня 4, 2011 7:43 пп

    Да ведь и я ж не говорю, что написано плохо! За всем этим чувствуется недюжинный труд, но текст воспринимается как википедийный, энциклопедический — и в этом беда.

  4. SaVeR в июня 5, 2011 8:18 пп

    Не прокомментировать текст Влады я не мог) Тем более, настолько актуальный и так хорошо написанный. Формат мысли другой, поэтому «фраз для разбирания на цитаты» здесь и быть не должно — это что касается комментариев выше)

    Теперь мое мнение по поводу самого ЕГЭ — пока у нас остается система, при которой «преподаватели одного региона будут проверять работы другого», т.е. не исключен человеческий фактор — проблема коррупции и блата никуда не денется. Сам я сдавал ЕГЭ 5 лет назад, с другими правилами и немного другой схемой. Тогда я думал — ну, пока система сыровата, но, надеюсь что лет за пять станет получше, окрепнет. И что? НИХ** так и не изменилось. Мне всё еще непонятно почему нельзя сделать так, как предлагали давно-давно: сел за компьютер, прошел тестирование (ну, или просто посчитал/сделал/вспомнил), написал ответ, получил тройку — свободен. Хочешь 4 или 5 — сдавай устный экзамен независимому учителю, как раз с другого региона. А желательно — чтобы вообще вся комиссия, принимающая устный ответ у ученика, состояла из учителей из разных регионов. Понимаю, что увеличатся затраты на организацию ЕГЭ, но либо так, либо продолжаем пропихивать тех, у кого «папка — народный депутат».

    А за текст спасибо Владе, написано отлично) впрочем, как всегда 😉

  5. Lady Godiva в июня 6, 2011 12:29 пп

    SaVeR, никто и не говорил о недостатке «фраз для разбирания на цитаты» — и я, и Маришка имели в виду собственно цитаты. Почему было не опросить одноклассников и учителей? Складывается впечатление, что все мнения почерпнуты из Интернета, а сидя за компом, хорошего материала не напишешь — надо встать и побегать. (Впрочем, можно было и через социальные сети или и-мэйл опросить людей, но этого тоже не сделано.) Будь я редактором газеты или журнала, «зарубила» бы такой текст. Будь я учителем, задавшим сочинение на эту тему, поставила бы «пять». Чувствуете разницу?

  6. Nathan Forrest в июня 9, 2011 6:49 пп

    Ну так, для школьной стенгазеты текст.
    По теме ежели, то я за ЕГЭ. Сдавал семь лет назад, когда готовился был против. Когда поступил, стал за. Коррупция — это проблема не формата экзамена. И членам комиссии денег дать можно.
    Не понимаю, чем изложение по русскому лучше теста. Если в тесте можно ткнуть наугад, то в изложении можно вообще не употреблять слово, в котором не знаешь количества -н-. Или тоже наугад написать «раненный». Да и часть Цэ прекрасно показывает, кто как мыслит и мысли эти на бумагу потом выплёскивает. Про шаблоны писать вообще наивно. Если ученик дебил, никакими шаблонами он это не скроет. Если ученик не в теме, никакими шаблонами он это не скроет. Моя соседка — учительница русского и литературы — на выходных заходила и рассказывала про егэшные сочинения, которые приходилось проверять… «Гринёв решил сдаться в плен пиратам (большевикам), чтобы не изменять императрице», «Гамлет в своём романе «Ромео и Джульетта» пишет про родину, любовь…», «Пушкин в «Вишнёвском саду…»» ну и тэ дэ.

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->