ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Как добиться успеха в литературе?     Многие сегодня хотят добиться успеха на литературном поприще. Но что для этого надо, помимо способностей? Как было в начале прошлого века? Все кому не лень отправляли свои творения на суд Блока, Бунина и прочих светил русской литературы. И ведь те их читали! А к кому сегодня обратиться начинающему писателю? В возможность получения новичком всяких литературных премий я почему-то не верю. Уж больно они [премии] напоминают этакие междусобойчики. Сам слышал, как один из организаторов «Дебюта» говорил, что в лонг-лист попадут не более трёх человек из самотёка; в основном же его составят выходцы из «местных». Или всё-таки есть действительно независимые премии и литературные журналы? (Александр Б.)

 

     Давайте разберёмся: а что такое «успех», если речь идёт о литературе?

     Можно назвать успешным такого писателя, как Михаил Булгаков? С позиций сегодняшнего дня это едва ли не самый великий русский писатель ХХ века. Но сам он этого так и не узнал, умер в нужде, страданиях, будучи запрещённым в своей стране, а его гениальный роман «Мастер и Маргарита» пришёл к читателю только через 30 лет после смерти автора.

     Успех – это что-то сиюминутное, лёгкое, поверхностное. Между тем всё самое великое в литературе создано ценой большого труда, больших страданий и часто оплачено непониманием со стороны современников, нелюбовью властей, ревнивой завистью собратьев по перу, а то и самой жизнью.

     А Михаила Шолохова можно назвать успешным писателем? Он был удостоен всех мыслимых наград – от Сталинских премий до Нобелевской, его книги выходили миллионными тиражами, переводились на многие языки, и всё это – при жизни писателя, которого так и называли – «живой классик». Сегодня и сам он, и книги его пребывают в забвении.

     Так какая слава лучше – прижизненная или посмертная?

     Ладно, оставим великих. Поговорим о наших современниках. О том, что сегодня определяет литературный успех, ибо слово это на слуху («успех» и «деньги» – вот два кодовых понятия теперешней жизни). Большие тиражи? Большие продажи? Популярность у читающей публики? Признание литературного сообщества (писателей, критиков)? Включение имени писателя в лонг-листы литературных премий?

     В современной русской литературе есть писатели, которые всего этого достигли. Людмила Улицкая, Дина Рубина, Владимир Маканин, Борис Акунин… Можно назвать ещё несколько имён, но их на самом деле немного – тех, у кого и тиражи-продажи, и признание-премии. Чаще бывает одно из двух: или коммерческий успех, или творческий, то есть собственно литературный. Причём зависимость тут обратная: там, где большие деньги, как правило нет настоящей литературы; там, где настоящая литература, как правило нет больших денег.

     Какого успеха вы хотите?

     Для начинающего автора главный успех состоит, по-моему, в том, чтобы суметь написать хорошую книгу. Но как понять, хороша она или нет, получилось или не получилось? Да, была такая добрая традиция в отечественной литературе, когда маститые писатели опекали молодых, читали их рукописи, что-то советовали. Известно, например, как зрелый Бунин помогал молодому Катаеву. Как тот, в свою очередь, опекал потом молодых Ильфа и Петрова… Как Ахматова, робея, ходила читать свои стихи к Блоку… Как к самой Ахматовой в 60-е приезжала четвёрка молодых ленинградских поэтов, среди которых был Бродский…

     Нельзя сказать, что сегодня эта традиция совсем уж исчезла, но она, как и всё, приобрела иной формат. Возится же с молодыми, начинающими авторами известный (и, кстати, успешный) писатель и критик Ольга Славникова – координатор литературной премии «Дебют», что бы вам про эту премию ни говорили. До сих пор собираются семинары для литературной молодёжи в подмосковных Липках. Насколько я знаю, в региональных организациях Союза писателей существует что-то вроде молодёжных секций (через них и отбирают в Липки). В Москве есть Литературный институт им. Горького – единственный в мире вуз, где «учат на писателя». 

     Но моё глубокое убеждение, что писатель – это в первую очередь самообразование. Вся наука писания – в книгах, прежде всего в классической литературе. Лермонтов прожил всего 27 лет. Шолохов написал «Тихий Дон» в 25. Где они учились писать, у кого? У классической литературы.

     В России со времён Пушкина была и другая хорошая традиция, когда молодые авторы собирались вместе, образуя литературный кружок, читали друг другу свои стихи и прозу, обсуждали, спорили. Иногда это выливалось в какое-то новое литературное течение, как в случае с акмеистами и футуристами; в иных случаях это были просто группы единомышленников в искусстве, как «Серапионовы братья» (это они приветствовали друг друга словами «Здравствуй, брат! Писать трудно!»).

     Если вы хотите успеха сугубо литературного, несите своё произведение в редакции литературных журналов (слава богу, они ещё выходят, и не только в Москве, но и в областных центрах), вывешивайте в Интернете (благо, там полно литературных сайтов, форумов, блогов), посылайте в жюри литературных конкурсов. Это неправда, что из самотёка ничего никуда не попадает, просто в самотёке много графоманского, но если ваш текст действительно талантлив, его всё равно заметят, как заметили в 2003 году 22-летнюю Ирину Денежкину из Екатеринбурга с её молодежным романом «Дай мне».

     Не обязательно первое же ваше произведение получит признание. Мне вспоминается история живущего во Франции писателя Андрея Макина. Только пятый по счету его роман – «Французское завещание» – был по достоинству оценён критикой, получил несколько литературных премий, в том числе Гонкуровскую, после чего заново были напечатаны все его предыдущие романы. Это довольно типичная история.

     Если же вы хотите коммерческого успеха, идите прямо в издательство, пытайтесь пробиться к редакторам, убедить их прочитать ваш текст  не исключено, что он им понравится и они возьмутся его напечатать. И если вы способны писать по роману в год, с вами даже могут заключить долгосрочный договор, как правило предполагающий, что все права на ваши будущие произведения принадлежат данному издательству.

     Есть ещё третий путь, им пользуется, по-моему, большинство начинающих авторов. Вы просто издаёте книгу за свои деньги. Заказные, за счёт автора, издания практикуют сегодня все издательства. Ваше авторское честолюбие в какой-то мере будет удовлетворено, но и распространять тираж своей книги (продавать, раздавать, дарить) вы будете сами.

     Пишут и издаются сейчас очень многие, конкуренция на всех уровнях – и среди маститых, и среди начинающих – очень высока. Никто не может вам гарантировать ни быстрого, ни отдалённого успеха, тут уж как звезды сойдутся, как карта ляжет.

     Знаю одно: если человек не заблуждается насчет своего таланта и если он при этом не ленив, терпелив и усидчив, рано или поздно он добьётся успеха.

 

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,
журналист, писатель, литературный критик

 

     От редакции: вопросы для Светланы Евгеньевны, связанные с современным литературным процессом, вы можете присылать по адресу: anna.idiatulina@aspu.ru с пометкой «Для С.Е. Шишковой-Шипуновой».

Обязательно загляните сюда:

  • Художник или «рабочая лошадка»?Художник или «рабочая лошадка»?«Хотел бы поинтересоваться у вас как у состоявшегося человека: возможно ли, работая журналистом, быть художником, а не «рабочей лошадкой»? По моему мнению, журналист […]
  • «Бродячие» сюжеты в литературе«Бродячие» сюжеты в литературе     «В истории литературы на сегодняшний день, как это принято считать, существует 31 сюжет с различными вариациями и переложениями на современную автору […]
  • Лёгкое чтиво или «литературные дебри»?Лёгкое чтиво или «литературные дебри»?     «Стоит ли лезть в «литературные дебри» и читать сложные, подчас невозможные для понимания произведения, если лёгкое чтиво захватывает […]
  • Правило 50 страниц: читать или не читать?Правило 50 страниц: читать или не читать?«Недавно услышала о «теории 50 страниц»: если книга не увлекла вас в течение 50 страниц, бросьте её и никогда к ней не возвращайтесь. Так ли это? Должна ли важная, нужная […]
  • Успех в нас самихУспех в нас самих     Взгляните на себя в зеркало. Нет, подождите, не отводите глаз, задержитесь на пару минут! Внимательно посмотрите на своё отражение! Кого вы видите? Конечно, […]
  • Формула успехаФормула успехаВсе знают, как важен в жизни любого человека успех. Каждый из нас ищет его, и для каждого формула успеха своя. Но существует ли она на самом деле? Важно то, что человек не должен сидеть […]

Комментарии

2 комментария для этого поста.

  1. Ksandr в мая 31, 2011 10:15 пп

    Большое спасибо за ответ. Вот именно: в «самотеке» много графоманства, поэтому вряд ли маститые жюри читают его целиком. Скорее всего им предоставляют уже отобранные произведения, т.е. тот самый лонг-лист. А как составляют лонг-лист, я уже описал в своем вопросе. Но Вы, конечно, правы, что надо прежде всего уметь написать хорошую книгу и обладать усердием и трудолюбием.

  2. Nathan Forrest в июня 8, 2011 9:11 пп

    Вот как-то не очень соглашусь с этим вот:
    «Чаще бывает одно из двух: или коммерческий успех, или творческий, то есть собственно литературный. Причём зависимость тут обратная: ля-ля-тополя…»
    Со второй половины двадцатого века ситуация другая ж. Как она мне представляется. Большая часть крупных писателей (великих писателей, более-менее значимых писателей) — Берроуз, Лимонов, Буковски, Мисима, Маркес, Юнгер… — признавались критиками/литературоведами и вполне себе неплохо жили на гонорары.

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->