Татьяна Топаркова: «Тележурналистика – планета, овеянная мифами»

Татьяна Топаркова     Мудрые люди подходят к выбору профессии с не меньшей (а то и с большей) серьёзностью, чем к выбору спутника жизни: ошибка может привести к горькому разочарованию и мучительному «разводу». Но даже взвешенное и обдуманное решение стать журналистом не сразу избавит вас от метаний буриданова осла, ведь надо определиться ещё и со специализацией. Периодическая печать, радио, телевидение, интернет-журналистика – каждая из них имеет свои преимущества и свои законы. В рубрике «Секреты профессии» вас ждёт знакомство с практикующими журналистами. Они будут рассказывать о своей работе, что, надеемся, поможет найти то СМИ, которое подходит именно вам.  

     Секреты тележурналистики раскрывает специальный корреспондент нашего сайта, а также автор программ и ведущий Молодого астраханского телевидения Татьяна Топаркова:

     «В начале своего журналистского пути я понятия не имела, что такое тележурналистика, и идти туда никак не хотела. Со стороны это безумно сложно, серьёзно, ответственно и заморочено. Камеры, провода, надо быть фотогеничным, активным, не краснеть (а это моя большая проблема), да к тому же иметь хорошую дикцию. 
     То ли дело – печатные СМИ. Блокнот, ручка, диктофон – и ты уже вооружился до зубов и готов к поиску информации и написанию материала. Для пущей роскоши можно ещё фотоаппарат добавить. Так я, собственно, и проработала внештатником в областных и районных газетах до второго курса (а пишу я с 7 класса). Пока не встал ребром вопрос о выборе специализации: телевидение, радио, печать… Совершенно случайно я попала на телевидение: решила досрочно пройти практику, и редактор одного из местных каналов пригласил меня в региональные новости. 
     Здесь я и поняла, что тележурналистика – это совсем иная планета, овеянная огромным количеством мифов.

     Миф № 1: на телевидение берут только красивых.

     Неправда! А Фаина Раневская, Адриано Челентано или, что далеко ходить, уважаемый и любимый всеми Аркадий Мамонтов, потрясающий Владимир Соловьёв?.. Согласитесь, не эталоны красоты, но… есть бешеная энергетика, обаяние и самое главное – уверенность. 
     Я сама видела, сколько смазливых девочек приезжает каждый день в Останкино в надежде на светлое телевизионное будущее. Большинство из них отсеиваются и остаются единицы. С харизмой, внутренним стержнем и умом. Поэтому, если вам есть что сказать своему зрителю и вы будете делать это оригинально, талантливо, ярко, необычно, никто не обратит внимания на мелкие недостатки фигуры или небольшую асимметрию лица. И не забывайте, что большинство комплексов – в нашей голове. Не стоит на них зацикливаться, а вот здоровая самокритика как раз очень поможет.

     Миф № 2: между телевидением и газетами никакой разницы, только в первом картинка есть.

Татьяна Топаркова     Нет. Писать для телевизионных жанров – совсем не то же самое, что писать, скажем, в колонку. Есть огромный перечень правил, которые журналист должен соблюдать. Например, не дублировать своими словами видеоряд. Если в кадре танки заходят в город, незачем говорить: «Танки заходят в город…» – можно перефразировать: «Армия такая-то находится в городе…» или «Война добралась до города…». 
     Нежелательно использовать сложные предложения, лучше дробить их на простые. Это ведь рассказ зрителю – так представьте, что вы общаетесь со своим другом. Очень здорово, если манера вашей речи будет чуть разговорной. Поверьте, официоз очень трудно воспринимается на слух. 
     Ещё одно отличие печатника и телевизионщика: работая в кадре, ты должен стать единым целым со своим оператором. Почувствовать, что вы одна команда. Он – твои глаза и руки. А ты – голова и идеи. Не стоит стесняться говорить ему о своих мыслях и пожеланиях. В конце концов, в основе всей съёмки должен лежать твой сценарий – строго прописанный текст и запланированные под него кадры. 
     Написание сценария – самый трудный и кропотливый процесс. Важно определить тему и идею материала, иначе будет много «воды», а время на ТВ, как известно, – деньги. 
     Но сойтись характерами с оператором – ещё не залог успеха. Впереди – встреча с режиссёром, который будет монтировать материал. Журналист просто обязан знать все законы монтажа и специфику телережиссуры в целом, иначе он превратится просто в голос за кадром. 
     Пройдя свою последнюю производственную практику на Молодом астраханском телевидении, я могу похвастаться тем, что сама в состоянии снять и смонтировать небольшой сюжет. Конечно, пока это не выдающиеся произведения искусства. Просто порой бывает удобнее самой сесть за монтажный стол, ведь никто лучше журналиста не прочувствует свой материал. А научил меня этому великолепный педагог, потрясающий руководитель и талантливый режиссёр – Иван Иванович Воронцов. На мой взгляд, для АГУ большая честь иметь преподавателя с таким богатым опытом. Иван Иванович – выпускник ВГИКа. Именно его камера запечатлела самые смешные комедии Гайдая и, кстати, фильм о нашем родном вузе. Поэтому я могу с полной уверенностью сказать, что ни один педагог из МГУ не расскажет вам столько, сколько знает Иван Иванович Воронцов. На его занятиях не только понимаешь, что такое телевидение, изображение и монтаж – он учит мыслить по-телевизионному. А это совсем другой мир. Пространство воображения, где любой придуманный или даже приснившийся момент может ожить в твоих руках. 
     Многие абитуриенты выбирают сегодня профессию журналиста из-за славы, денег или успешных знакомств. Вряд ли у вас что-то получится, если цель действительно такова. 
     Для меня лучший пример на экране – журналист-икона, журналист-гений Владислав Листьев. Наверняка, не стремящийся к популярности, но безумно обаятельный, проницательный, искренний и любимый народом. 
     Я желаю вам огромного трудолюбия, упорства, желания и только удачных дублей!»

 

     ИМХО-досье

     Татьяна Александровна Топаркова родилась 1 марта 1988 года.

     На протяжении четырёх лет работала внештатно в газетах «Волга», «Астраханские известия», «Жизнь».

     В 2007–2008 годах – корреспондент, ведущий эфира, выпускающий редактор программы «Время новостей» на канале Астртелеком (АТК).

     С января 2008 года – пресс-секретарь социального направления молодёжного движения «Наши» (г. Москва).

     С августа 2008 года – автор программ и ведущий Молодого астраханского телевидения.

     Победитель конкурса «Студенческая весна – 2009» в направлении «Журналистика», лауреат конкурса межвузовских видеоматериалов «ТелеПрофи».

     Лауреат литературной премии им. Н.А. Мордовиной.

     Стихотворения Татьяны публиковались в газетах «Астраханская литература», «Хлебниковская веранда», журналах «Веденская сторона» и «Мы».

 

Фото из личного архива Татьяны Топарковой 

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

5 комментариев

  1. На случай, если кто-то, как и я, не знает про Эйприл О’Нил, привожу справку из Википедии:

    «Эйприл О’Нил (англ. April O’Neil) — вымышленный персонаж комиксов, мультфильмов и фильмов о Черепашках-ниндзя.
    Черепашки-ниндзя (мультфильм, 1987): здесь Эйприл представляется как хороший журналист с глубоким чувством этики, часто выступающая с острыми репортажами на 6-ом канале. Ради хорошего материала и удовлетворения этических принципов постоянно попадает в руки злодеев, откуда её всегда спасают черепашки-ниндзя».

    Короче, Татьяна, это был комплимент!

  2. Прелестная девушка! И стихотворения её, которые на сайте «Литосферы» опубликованы, мне понравились (против всех скептических ожиданий).

  3. А мне Татьяна нравится, как ведущая программы «Мои университеты». Думаю, на этом она не ограничится :)

Добавить комментарий