Екатерина Дубошина: «Хорошо, когда автор имеет собственную позицию»

Разбор полётов     Сегодня «разбор полётов» проводит руководитель курсов «Основы журналистики» (Центр развития творчества детей и юношества «Звёздный»), выпускающий редактор газеты для подростков «Стильная штучка» (Агентство по делам молодёжи Астраханской области) Екатерина Александровна Дубошина.

 

Как работает электронная регистратура

     На мой взгляд, отличный материал. Актуальная тема, есть информация из официальных источников, много комментариев очевидцев. Видно, что автор не просто почитал об электронной регистратуре в Интернете, а сам побегал по очередям и пообщался с народом.

     Хороший язык: вроде достаточно официальный, но в то же время не сухой. Включение прямой речи очень оживляет.

     Вывод не навязывается автором, а звучит просто как комментарий одного из опрошенных (только сильная позиция – в конце – позволяет догадаться, что это вывод). Также импонирует лаконичность автора: информация только по существу, аргументы только веские, ничего лишнего.

     Вообще, написано очень профессионально.

     Но больше всего понравилось вот эта часть: «Предварительная запись предоставляет вам право преимущественного приёма. Замечательное преимущество перед бабушками и дедушками, которые с утра ждут своей очереди к врачу!». Видно, что автор не просто излагает добытый материал, но и имеет свою позицию. И выражает её не в форме занудного нравоучения, а одной эмоциональной цепляющей фразой. Блеск!

 

Лето в Карелии

     Заметка достаточно большая, но почему-то о Карелии запомнилось всего два факта: что там низкие цены и что городок с трудновыговариваемым названием можно обойти менее чем за час. Всё остальное в заметке вроде бы по существу, однако как-то не цепляет.

     Вызывает недоумение пассаж о том, что автора материала никто не встретил из-за того, что поезд приехал на пять минут раньше. Можно подумать, пять минут – такой большой срок, что вызывает серьёзный перекос планов.

     Интересно было бы узнать поподробнее про неведомых зверушек (хотя бы на что они похожи), но автор почему-то не стала заострять на этом внимания. Из-за этого я, например, испытала чувство неудовлетворённого любопытства и разочарования, хотя тот же самый факт можно было бы подать так эффектно, что он стал бы самым сильным местом заметки.

     Сложные синтаксические конструкции, несомненно, выдают в авторе грамотного человека, однако затрудняют восприятие текста простыми читателями.

     Оборот «слишком поднадоели» неудачный, т. к. «поднадоесть» означает «слегка надоесть» (со словом «слишком» никак не вяжется).

     Концовка, на мой взгляд, скомканная. И не очень хорошая с эмоциональной точки зрения, т. к. заставляет подозревать автора в высокомерии.

 

Удивительное озеро

     Добротная, качественная статья. Даже и не догадаешься, что писала ученица 9-го класса, а не профессиональный журналист со стажем. Есть интрига (особенно остро её ощущаешь в конце), прекрасные описания, рождающие в воображении картинку (белоснежные соляные берега и розовая вода, кипящая вода в озере и т. д.), много интересных исторических фактов. Автор мастерски использует детали (например, упоминает об отодранном линолеуме при описании мародёрства и т. д.), что создаёт ощущение достоверности.

     Следует отметить и то, что автор не боится делать выводы. Заметка напоминает небольшое расследование и заставляет задуматься над важными социальными проблемами (например, о том, правильно ли отдавать достояние многих простых людей одному человеку, пусть и очень богатому?).

     Единственное, что можно посоветовать автору, – это придумать заголовок поинтересней. Всё-таки тема статьи – не озеро как таковое, а загадочная судьба курорта, и можно как-нибудь эту интригу обыграть.

 

Период упущенных возможностей?

     Тема очень актуальна, и можно восхититься смелостью автора, решившегося эту тему поднять. Однако во многих местах по стилю написания текст скорее напоминает реферат, нежели публицистическую статью. Например: «В духовной и политической жизни каждого народа есть события, которые навсегда входят в его историю, сознание, определяют характер бытия, место и роль в мировых цивилизационных процессах». Думаю, уже после этой фразы какой-то процент читателей испугается и передумает читать дальше. Было бы лучше, на мой взгляд, придерживаться того стиля, которым написан первый абзац: «Именно на нашей памяти Украина-колония превратилась в Украину-государство» – лаконично, ёмко, образно, ничего лишнего, но в то же время с глубоким смыслом.

     Среди несомненных плюсов можно назвать то, что в статье мы видим личность автора, человека, который не просто пересказывает то, что услышал от других, а имеет своё мнение. Также здорово, что при опросе журналистка не ограничилась одной возрастной категорией, а опросила самых разных респондентов – от третьеклассников до пенсионеров (а судя по ворчанию насчёт безграмотных политиков, это были именно пенсионеры).

     Очень понравился оборот «20-летняя девушка, ровесница нашей страны». Он помогает материализовать представление о сроке, в течение которого Украина является независимым государством. На мой взгляд, очень удачная находка автора.

     В целом текст хороший, но иногда кажется несколько пафосным. Отчасти это оправдано: тема сама по себе такая. Однако иногда уровень пафоса просто зашкаливает, и статья начинает напоминать школьное сочинение.

 

Детская жестокость. Кто виноват и что делать?

     Заметка просто великолепная. Вроде бы автор ничего нового не сообщил, но то, что изложено, настолько качественно проанализировано и настолько правильно подытожено, что этот текст даже ценнее многих тех, в которых есть новая информация. Структура очень чёткая: лид обозначает проблему и заинтриговывает, в основной части разбираются истоки проблемы, а в заключении предлагается решение (причём, что немаловажно, дается очень хороший посыл читателям).

     Вообще, заметка читается на одном дыхании. Подзаголовки облегчают восприятие текста, но дело даже не столько в них, сколько в самом стиле изложения. Здесь нет ни одного лишнего слова, каждое предложение отточено и производит именно то впечатление, которое нужно. Было бы замечательной идеей напечатать эту статью на листовках и раздавать всем родителям, которые приводят детей в школу.

 

     От редакции: если вы не хотите, чтобы ваш текст разбирался в этой рубрике, заранее сообщите нам об этом, публикуя его на сайте.

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

5 комментариев

  1. меня всегда удивляет, что в этой рубрике почти никогда нет комментариев. ребят, ну вам что, трудно сказать спасибо человеку за то, что он читал ваши опусы, искал обороты поделикатнее, чтобы вас не обидеть, а? и насколько я знаю, все это совершенно бесплатно! хоть похвалят, хоть поругают — все одно: комментариев нет.

    или вы не заходите на сайт? закинете текст — а судьба его и мнения людей вам безразличны? для вас же стараются!

  2. Маришка, Вы абсолютно правы: все наши эксперты рецензируют работы авторов сайта совершенно бесплатно, т. к. ресурс некоммерческий.

    Я, кстати, всегда уведомляю тех авторов, чьи тексты разбираются в рубрике, чтобы они не пропустили такое событие. Но, видимо, многие не считают нужным ответить рецензенту или вступить с ним в диалог. А жаль, право!

  3. А я не вижу смысла писать что-то типа: спасибо за честную оценку и т.п. Мою статью впервые обсуждают в разборах полетов, а мнение Екатерины Александровны о моих статьях я уже выслушала, за что огромное ей спасибо.

    На мой взгляд, стоит писать комментарии, если есть вопросы или что-то подобное..а так..

  4. …а так — только флудить, видимо)) ну что ж, за всех рецензируемых авторов одно большое спасибо, наверное, говорит редактор этого сайта. представляю, как трудно ей каждый раз отыскивать грамотных журналистов (а за все время существования этой рубрики я не видела ни одного недобросовестного рецензента), готовых делать что-то не за гонорар….

  5. а «спасибо», valenta, все-таки очень хорошее слово! никогда не лишне его сказать)

Добавить комментарий