ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Не для печати     Есть такая «бородатая» задачка: «Летели два крокодила: один красный, другой – налево. Сколько лет ёжику?» Первая реакция человека, у которого напрочь отсутствует чувство юмора: как можно решить ЭТО, основываясь только на имеющихся данных?! Между тем некоторые журналисты справляются с подобными трудностями на раз и делают потрясающие умозаключения из куда более скудного и разношёрстного запаса фактов. И чувством юмора им для этого обладать вовсе не обязательно.

     Поговорим о логике в журналистских текстах. Точнее, о её отсутствии.

     С детства Наташа хотела быть учителем. Мечта осуществилась, но и теперь она остаётся ученицей, потому что в своей работе (а она заведует детским садом) использует новейшие методики.

     В огороде бузина, а в Киеве – дядька… Во-первых, заведующий детским садом – это не совсем то же самое, что учитель (хоть профессии и родственные). Во-вторых, некорректно построено противопоставление: она стала учителем, но осталась ученицей. Понятно, что автор имел в виду банальную истину «век живи – век учись», но тогда ему следовало бы выразиться яснее. Наконец, в-третьих: как связаны между собой статус ученицы и использование в работе новейших методик? Видимо, прежде чем внедрять новации, заведующая сама тщательным образом изучает их. Сколько лишних умственных операций приходится проделывать, чтобы пробраться сквозь дебри авторской логики! Нет, в наш век «информационного взрыва» надо руководствоваться принципом экономии мышления. По крайней мере, в прессе.

     Работники пера и микрофона сами порой не замечают, что некоторые фразы из их текстов противоречат друг другу.

     Вот слова героини одной из публикаций:

     Мой отец и свёкор когда-то были сосланы сюда (в Астрахань. – Прим. ред.).

     Закроем глаза на то, что следовало бы сказать «мои», а не «мой», – дальше идёт кое-что, более достойное нашего внимания. Журналист рассказывает о дочери женщины:

     Коренная астраханка, она учится и работает в Москве.

     Можно ли назвать коренным жителем человека, дедушка которого родился и вырос в другом городе? Думается, что не вполне.

     Внуку героини, ученику первого класса, в очерке отвешен неуклюжий комплимент:

     Несмотря на то что ему исполнилось только 7 лет, он успешно успевает по всем предметам.

     Если бы вместо точки стояло двоеточие и шло перечисление таких дисциплин, как тригонометрия, матанализ, сопротивление материалов, к автору не было бы никаких претензий: первоклассник-вундеркинд, действительно, редкость. Но в данном случае остаётся не до конца понятным, каким образом семилетний возраст может помешать успешному усвоению программы…

     Или вот, уже из другого текста:

     Так случилось, что они – изначально другие. Кто – от рождения, кто – по воле случая.

     Журналист говорит о людях с ограниченными возможностями. Вот только как человек, ставший таковым по воле случая, мог быть другим изначально?

     И, наконец, верхушка нашего хит-парада – великолепный образчик мужской логики:

     Они (диверсанты. – Прим. ред.) не воюют предусмотренным уставом строем, поэтому группа из 5–6 человек может натворить гораздо больше полка, наступающего шеренгой.

     Листаем словарь Даля… Староват, конечно, зато там всё ясно и чётко: «Полк – принятая единица для счета войска; пехотный полк состоит из двух, трёх, четырёх и иногда более баталионов по четыре роты, или около 1000 человек в каждом…». Это что же получается: 5–6 человек (пусть даже ценой собственной жизни, хотя речь здесь идёт не о камикадзе) укладывают на обе лопатки несколько тысяч? А ещё говорят, что один в поле не воин!

     Может, министерству обороны стоит всерьёз озаботиться реформами и отказаться от безнадёжно устаревшей, как выяснилось, тактики наступления шеренгой?..

     Эх, спросить бы у всех этих журналистов о том, сколько лет тому самому ёжику – уж они бы наверняка ответили, что шесть. Почему шесть? Да потому, что в прошлом году было пять!


     Все цитаты взяты из центральных и региональных СМИ. Желающим могут быть предоставлены выходные данные.

     Если вы увидели на страницах газет или журналов, услышали по радио или телевизору нечто, по вашему мнению, «достойное» этой рубрики, непременно сообщите об этом нам или самостоятельно разместите на сайте с пометкой «Не для печати». Обсудим вместе!

 

Анна ИДИАТУЛИНА,

ИМХО, главный редактор сайта

Обязательно загляните сюда:

Комментарии

2 комментария для этого поста.

  1. Simone в февраля 14, 2010 2:11 дп

    В самом деле странно, что тексты с такими «неуклюжими» моментами печатались! =)
    Мне, правда, предложение про диверсантов кажется вполне логичным. Диверсанты — они на то и диверсанты, что напролом на врага не прут. У них другие методы, они «творят» =))))) Правда, мне об их
    «творчестве» мало что известно. ))))) Но почему-то верится, что полк они могут положить на лопатки. Хотя, возможно, тут автор использует гиперболу. Трудно сказать, по одному предложению непонятно.
    Спасибо за статью, теперь буду читать газеты и журналы внимательней, дабы пополнить рубрику =))))
    (Но было бы лучше, если бы она всё же не пополнялась =))))

  2. Анна Идиатулина в февраля 14, 2010 11:48 дп

    Согласна, лучше б рубрика не пополнялась! Но продолжение, к сожалению, следует… Рубрика задумана выходящей раз в две недели, и уже собранного материала хватит на несколько месяцев (а ведь запасы постоянно пополняются!). Спасибо за комментарий и замечание про диверсантов! Если желаете, могу выслать продолжение, дабы расширить контекст ))

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->