Обсевки

Обсевки     Брошенные старики, покинутые дома и опустевшие деревни, уничтоженные церкви и разбитые души… Вот что осталось от нашего прошлого. А так хочется вернуться назад – туда, где запах свежескошенного сена и парного молока, где весёлые детские голоса и плеск воды в реке. И наши ещё молодые бабушки…

     Часто ли мы задумываемся о том, как они жили? Они реализовывали себя в тяжёлом труде. Их амбиции были направлены на увеличение урожайности и поголовья коров, а не количества машин и счёта в банке. Они не лечились от нервного истощения и депрессий, не гнались за высшим образованием или креслом в пыльном офисе. Всё это – болезни урбанизации, им неведомые.
 
     Когда бываешь в деревне, всякий раз ощущаешь странное щемящее чувство сродни ностальгии. Здесь всё настоящее – и природа, и люди, и дома, от старости уткнувшиеся в землю. Как могли мы погубить деревню ради погони за прогрессом? У нас, родившихся в городе, нужда в красоте природы, в чём-то родном и человеческом ощущается всё меньше. Остаётся только тонкая связь – чувство, возникающее при виде деревенских пейзажей: это в нас говорит затухающая память многих поколений, живших в мире с природой. Прошлое догорает в вымерших деревнях. И рано или поздно у нас ничего не останется.
 
     «Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?» – спрашивает писатель Валентин Распутин в повести «Прощание с Матёрой». Чувство дома формировало в человеке личность, духовность, ощущение защищённости, а нас всего этого лишают. Кем тогда мы – люди без памяти – станем? Страшное определение нашлось многим из нас в этой повести – обсевки*. Жёстко и грубо, но так и есть. У каждого нового поколения тяга к земле и труду угасает, мы привыкаем к лёгкой жизни. Нам ничего не стоит сорваться и уехать куда-то. И всё потому, что та Родина, что была в крови у каждого, со своей многовековой историей и просторами, вымирает, как вымирают деревни. Но в нашем государстве развивать село считается нерентабельным. Редкие фермеры, которых многие современные горожане сравнивают с умалишёнными, выживают с трудом, безнадёжно борются за место на рынке.
 
     Так почему государство удивляется, что общество теряет нравственные ценности и чувство патриотизма? Что осталось святого, если в Шокшинской церкви зарубежные рабочие устроили каменоломню? Всё, что дорого и связывает нас с Россией, исчезает на глазах, и это действительно страшно.
 
     Мы все реже навещаем деревню, откуда пошли корни наши, и радуемся городской, сиротской жизни. Только вот иногда, когда душа начинает болеть, наши родители, закрыв глаза, вспоминают, как бабушка в деревне пекла по субботам пироги, видят бескрайний разноцветный луг и озеро на закате солнца, как будто ощущают тепло земли босыми ногами… В реальности ничего этого давно нет. Оно живо только в памяти. А что будем вспоминать мы и наши дети?..
 
 
Ярослава ОНЬШИНА,
г. Петрозаводск, Республика Карелия
 

 

Источник – «Моя газета+»


*Обсевок – обойдённое при посеве местечко на ниве, незасеянная на пашне полоска, по недосмотру, по неудобству её, или для кражи семян севцем; что огрех в пашне. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.)

Обязательно загляните сюда:

  • Без божества, без вдохновенья, или Лучший мирБез божества, без вдохновенья, или Лучший мирХвала прогрессу! Человечество в своём развитии неудержимо стремится к повсеместному торжеству добра и света, и мы одновременно свидетели и участники этого триумфального марша. Вы […]
  • Право имеюПраво имеюЕсть дороги со светофорами, пешеходными переходами, указателями. На таких не заблудишься. Есть и другие дороги: никаких вспомогательных знаков, размытые, разбитые, непонятно куда ведущие. […]
  • Герои нашего времениГерои нашего времени     Каждая эпоха расставляла свои приоритеты, предъявляла новые требования морали и права. Каждый век превозносил своего героя времени, отразившегося в истории и […]
  • На чем основывается духовная связь между предками и потомством?На чем основывается духовная связь между предками и потомством?Копаясь в интернете, я наткнулась на очень интересную и многообещающую для себя тему. На чем основывается духовная связь между предками и потомством? Для начала стоит разобраться, что же […]
  • За обочиной жизниЗа обочиной жизниЖурналисты обычно стараются взять интервью у знаменитостей. Это и понятно: такой материал можно предложить престижному изданию и получить хороший гонорар. Да и кто будет читать статью о […]
  • Мать моя женщинаМать моя женщина«Мама, мама…» – думала десятилетняя Света, идя по темным улицам. После развода мама Светы Любовь пустилась во все тяжкие: частые посиделки с собутыльниками, прогулы на работе, хулиганство. […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

7 комментариев

  1. вымирание деревни и впрямь страшное горе для страны, но все же я считаю, что автор несколько сгустил почвенические краски. цивилация принесла людям и блага, зачем же впадать в такие крайности? (написано ОЧЕНЬ хорошо и действительно пробирает.)

  2. И вовсе не сгустил. Так и есть. Спасибо, автор!

  3. Z., я и не говорю, что все у нас не так, как описал автор — просто не стоит, наверное, так уж сильно противопоставлять деревню и цивилизацию и называть, скажем, высшее образование — болезнью урбанизации. разве плохо, когда у того же агронома в деревне — высшее образование? ведь нет же.

  4. Так не видно сосуществования цивилизации и деревни! Отток из деревень в города идёт, а обратно — нет! И тот же агроном с высшим образованием не рвётся применять свои знания и умения на малой Родине! Впрочем, здесь вопрос плавно начинает перетекать в политику.

  5. rogdenniy v SSSR, при всей справедливости вашего замечания, автор проблему ставит не так, как вы описываете. у нее нет ни слова о сосуществовании цивилизации и деревни: город рисуется черными красками, а деревня идеализирована. потому у меня и возникли некоторые замечания. ведь нельзя же всем ринуться на возрождение деревень (как советует Глеб Тюрин) — кто-то должен остаться и в городе. другой вопрос, что этих «кого-то», желающих остаться, в разы больше….

  6. Так я и высказываю эту точку зрения…что не мешало бы наладить взаимодействие. Автор не идеализирует деревню, он призывает её не забывать.Мы же действительно забываем деревню, а ведь столько лет именно деревня кормила страну.

Добавить комментарий