Галина Ахсахалян: «Не всякое слово – в строку»

Галина Ахсахалян     Сегодня «разбор полётов» проводит журналист с десятилетним стажем, руководитель студии юных журналистов «Микс» (г. Александров) Галина Григорьевна Ахсахалян.

     Добрый день, юные журналисты! С интересом прочла ваши тексты. Порадовалась, что молодые люди стараются облечь свои мысли и чувства в слова. Это ведь  трудно, если слово не первое попавшееся, пришедшее на ум. Помните, у Мандельштама: «Какая боль – искать потерянное слово»! И какая радость, если оно находится и встаёт в строку.

     Не обижайтесь, что буду придираться к словам и знакам препинания. В тексте (а текст — это ткань, вы же знаете об этом?) важны все ниточки и узелки.

 

     Итак, текст первый: «Живые образы. Что увидела молодёжь в поэзии Хлебникова» Дарьи ХИЖНЯК.

     Не поверила своим глазам, прочитав подпись: автор учится в 9 классе! Молодец, девочка. Чувствуется, что пишет давно, читает много. Удачный заголовок и подзаголовок, берущий на себя функции лида: сказано самое главное – и коротко. К словосочетанию «ужасная жара» придралась бы, если бы сама иногда не говорила так же. Удачен второй абзац, описывающий место действия. Единственное «но»: зачем слово «этим» в предложении «две фотографии, висящие над этим столом», ведь стол всего один?

     Третий абзац – ожившая картинка. Лаконично и образно.

     А вот кураторов выставки не стоило брать в скобки и умалять их значимость. Да и в скобках Даша запуталась, открывая-закрывая. Две скобки подряд – это уже смайлик)) В русском языке такого знака нет. Я бы поставила после «Кураторы выставки» двоеточие и перечислила всех, оставив в скобках род занятий каждого.

     Вопрос вызывает описание девушки, игравшей русалку. «Чувствуется то, что она невероятно красива». Мы не видим лица девушки? Но мы видим, скорее всего, фигуру, и если она красива, так и пиши. Мне кажется, здесь нет вариантов: либо красива, либо нет. Ты же доверяешь своим чувствам, ощущениям? Помоги нам увидеть русалку твоими глазами. Слово «то» после «чувствуется», кстати, лишнее.

     Переход к сестре поэта очень резкий. Многоточие впереди не спасает: слишком много «пропущенных звеньев». Такое чувство, что вырезан кусок текста. Нужно как-то соединить, связать, пояснить стихотворную цитату и слова о сестре.

     Следующий абзац, «И тут мы замечаем ещё кое-что…» – самый слабый. Перебор многоточий, и, на мой взгляд, они тут вовсе не нужны. Можно обойтись тире и точкой: «И тут мы замечаем ещё кое-что – над каждой фотографией находится предмет». Дальше поясняешь, раскрываешь, детализируешь. Но откуда фраза «Увидев этот предмет, мы получаем часть эмоций, часть постановочного процесса»? Убогий канцелярит в тексте о поэзии и творческой интерпретации её! Да и как можно получить часть процесса? Здесь, Даша, внутренний слух тебе изменил. Кстати, а ты проговариваешь вслух свои тексты? Когда читаешь глазами – впечатление одно, начинаешь читать вслух – совсем другое. Попробуй проделать это со своими и чужими текстами – тебя ждёт немало открытий.

     Концовка хорошая, затравочная. Осталось прийти на выставку и не разочароваться.

 

     Текст второй: «Цвет нашей души» автора под ником WolfSoul.

     Пока я его читала, на ум пришла песня Светланы Ветровой «Мой цвет меняется от радости и бед…» Автор же почему-то решил покрасить нас раз и навсегда одной краской. Не понимаю я этого. Даже у неба, у моря цвет столько раз меняется в течение дня! А акварелисты говорят, что в каждой местности свой цвет воздуха. Зачем же ты так сузил(-а) палитру для человека?

     И с цветами у тебя вышла путаница. Красный у нас и неформал, и счастливый, позитивный человек. Получается, все неформалы по определению счастливы?

     Предложение «Плохие люди порой становятся хорошими, а хорошие – плохими» не выдерживает никакой критики. В каждом из нас так густо всего намешано! Актёру, который играет негодяя, режиссёр знаешь что говорит? – ищи, где он добр. Может, он любит свою собаку или кошку. Найди в нём это хорошее, иначе тебе никто не поверит. Нет однозначно хороших и однозначно плохих.

     Жаль, я не знаю, сколько тебе лет. Возможно, 13–14. Поэтому ты так максималистски мыслишь, без полутонов. Попробуй вернуться к этому тексту лет в двадцать. Написать его заново. Думаю, это будет совсем другой текст.

 

     Текст третий: «Убегать, или Где себя искать» вечно мечтающей Ксении.

     В подписи есть ирония, и это хорошо. Текст лёгкий, цельный, придраться не к чему. Разве что детство, в котором безмятежно мечтают, – избитый, шаблонный образ. Моему ребенку 6 лет, я что-то не вижу, чтоб она безмятежно мечтала) Малыши такие деятельные – а когда придут мечты, детство уже кончится))

     И ещё мне не нравится заголовок. Ты хотела сказать, что убегаешь от себя? Я бы поискала яркий, запоминающийся образ, а не дырку от бублика. Ведь ты мечтательница – мечтай вдохновенно!

 

     Текст четвёртый: «Бал нечистой силы в Ялте» Евгении ВЛАСОВОЙ.

     Хорошая, грамотная работа. Отличный заголовок. И даже некоторая восторженность к месту. Посмотрите, как Женя работает с эпитетами, сколько разных слов она употребила, чтобы передать своё восхищение. С каждым разом, кстати, искать их будет всё трудней и трудней – ты же не хочешь повторяться?

     Нашла шероховатость: в предпоследнем абзаце по разным поводам один и тот же глагол «упустил». Во втором случае я бы его оставила, а в первом поискала синоним.

     В целом – большая молодец!

 

     Текст пятый: «Родительский день» Марики Ивановой.

     Композиционно удачный текст: абзацы почти одинаковой длины, принцип «фраза – комментарий» заявлен и выдержан. Развеселил последний абзац: да уж, к тридцати годам всего добиться и после сорока стать глубоким стариком – я думала точно так же, когда была молода. И ещё я вспомнила, как Гандлевский описал себя, молодого стихотворца:

И от волнения и неуменья
Все строчки начинал с союза «и».

     В последнем абзаце у Марики этих «и» явный перебор.

     Текст достигает цели, как социальная реклама «Позвоните родителям», и значит, он хорош. Я вот своих вспомнила)))

 

     Текст шестой: «Татьяна Кравцова…» Ольги ФОКИНОЙ.

     Честно говоря, комментаторы на сайте уже всё сказали. Охарактеризовать этот текст можно одним коротким нецензурным словом. К сожалению, автор не слышит того, что ему говорят, вряд ли я изменю ситуацию.

     Текст мертворождённый, напичкан штампами: «не встречала на своём жизненном пути» во второй строке! Что же будет дальше? «Есть и другие жизненные планы». «Планирует стать медалистом» – не менее чудесно. Хочется спросить: сколько лет автору? Что он читал, слушал, на каком языке он говорит? Пахнуло газетой «Правда» 80-х годов.

     Кстати, вчера в редакцию приходила многодетная мама, и как раз я буду о ней писать. Молодая женщина на последней неделе беременности, с ней двухлетняя дочка и четырёхлетний сын. Двое старших учатся и работают. Наверно, в моем тексте будет и словесный портрет этой женщины, и её житейская философия, и наброски детей – как они ели пончики, облизывая сладкие пальцы, пили молоко, забирались на столы и стулья, чуть не свалили большое зеркало, а потом запросились домой, и интервью пришлось прервать. Конечно, там будет прямая речь моей героини, потому что я никогда не скажу теми же словами и в том же порядке. И уж точно там не будет дежурных фраз о трудной доле многодетных. Кстати, в заголовок вынесена цитата: «В моей жизни всё для детей» – а где она в тексте? У автора героиня вообще лишена права голоса. Мы не слышим, какой он у неё: низкий, высокий, певучий, добрый, усталый… Ольга не показала героиню, чтобы мы её увидели как будто воочию, не проиллюстрировала текст примерами, зарисовками с натуры. Вот и вышла схема.

     На четвёртом курсе журфака человек учится. А что-то важное упустил. Очень рекомендую прочитать книгу интервью Захара Прилепина с молодыми поэтами и писателями «Именины сердца». Вообще читать современную поэзию и прозу, а ещё лучше – слушать людей. Разных.

     Спасибо.

     Если позволите, прокомментирую кого-нибудь ещё. До встречи.

 

     От редакции: если вы не хотите, чтобы ваш текст разбирался в этой рубрике, заранее сообщите нам об этом, публикуя его на сайте.

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

9 комментариев

  1. Это я, Галина Ахсахалян)
    Работы выбирала Анна. Думаю, она учтет ваше желание обсудиться))

  2. спасибо. критику я люблю, это опыт, советы профессионалов, все это очень важно, поэтому и публикую свои работы на различных сайтах. мне дорого мнение каждого, т к автору полезно знать, как его тексты воспринимаются. единственное, что я плохо понимаю: вердикт «не делайте, это не ваше», ведь мы все когда-то начинаем что-то делать, далеко не у всех все получается в самом начале пути, правда?)) а конструктивную критику я люблю. спасибо! с теплом и уважением, Оля

  3. ой,как приятно-то! захвалили мою рецензию:)
    спасибо за разбор, очень ценно:)

  4. Оля, объясните, зачем вы поставили «заезженную пластинку», то есть то, что вы писали кому-то совсем по другому поводу? Это для литератора немыслимо — недопустимо. Я ж не выносила вердикт «не делайте, это не ваше»?

  5. Всем добрый день!
    Текст о многодетной маме, о котором я упоминала в разборе, наконец-то вышел, его можно прочитать здесь:http://www.studio-mix.info/archives/4840

    Как оказалось, только старшая дочь Ларисы работает, вторая — школьница. Оля, найди время, прочитай про эту семью. Сравни героинь — многодетных мам. Представь, как ты рассказала бы эту историю. Независимо от того, сколько лет пишешь, пишется всегда впервые. Если у тебя есть желание постигать неизвестную планету — другого человека, у тебя всё получится! Желаю тебе удачи и хороших собеседников.
    Галина

  6. спасибо большое! мне очень понравился Ваш текст, обязательно пересмотрю свой, подкорректирую с учетом замечаний)) спасибо Вам и этому сайту, благодаря таким людям со временем я приобрету опыт и навыки, возможно, в будущем стану неплохим журналистом)) буду стараться и учиться)) спасибо Вам огромное за поддержку и советы)) с наилучшими пожеланиями и душевным теплом, Оля

Добавить комментарий