Что на Руси смотреть хорошо?

Что на Руси смотреть хорошо?     Очень досадно, но в последнее время замечаешь, что кинематограф в России несколько обезличивается, перекраивается под западные образцы. Кино – это такая сфера, где мы, россияне, к сожалению, сейчас не новаторы. Конечно, у нас были периоды расцвета: во времена Советского Союза наши картины вроде «Москва слезам не верит» покоряли западную аудиторию. Тогда никто (даже американцы) не сомневался: русский человек самобытен, у него есть свой характер, неповторимая харизма. Герою советского фильма были свойственны непосредственность, наивность, искренность. Это были реальные люди с насущными проблемами. Изредка мы ещё видим на экранах чудесных актёров минувшей эпохи, людей старой закалки, однако на передний план теперь всё-таки выходят безруковы и хабенские. Нельзя сказать, что они плохие актёры, но в таких представителях кинематографа виднеется сплав русской ментальности и западной универсальности. Это, знаете ли, не может нравиться на сто процентов – хотя бы потому, что не позволяет даже нам самим ответить на вопрос, каков же он, этот русский дух, и в чём его отличие от других наций.

     Разумеется, было бы глупо отказываться перенимать чужой опыт в искусстве: на Западе всё-таки передовые технологии, которые позволяют с каждым годом улучшать качество съёмок. Использовать эти технологии вполне допустимо, но заимствовать идеи, навязывать нам совершенно иные культурные ценности и называть это переходом на новый уровень, прорывом в области кино как-то несерьёзно.

     Попытаемся разобраться, что же происходит в современном отечественном кинематографе. Пересматривая фильм Алексея Учителя «Край», я всегда задаюсь вопросом: почему, рассказывая о русском человеке, режиссёр изображает его супергероем? Да, русским свойственны смелость, отчаянность, умение идти до конца, но супергерой – это образ из  американских комиксов, позже нещадно эксплуатируемый Голливудом. Человечность, сопереживание, милосердие – это то, про что говорил ещё Достоевский, рассуждая о нашей христианской сущности. Так вот, главный герой «Края» – бывший машинист Игнат – начисто лишён каких бы то ни было признаков человека. Он как робот: в течение всего фильма на его лице не дрогнет ни одна мышца. И это в послевоенное время, когда люди были вымотаны и физически, и морально. Что угодно могли выражать их лица, даже равнодушие, отстранённость, но не стальную непробиваемость или озабоченность мыслями о самоутверждении.

     Душевность, эмоциональность и широта души встречаются всё реже. Как известно, представление иностранцев о русских бывает несколько стереотипным: по мнению многих, в России только и делают, что пьют водку, носят шапки-ушанки и бегают от медведей. Так вот, вместо того чтобы хоть как-то развенчать эти пресные мифы о нашей повседневной деятельности, Алексей Учитель попытался подтвердить их: чем самогон и холод не спутники русскому человеку? Иностранцам это кино будет понятно, потому что в нём Россия показана такой, какой они её хотят видеть. И неважно, сколько призов и премий картина получит на фестивалях: оценивать её будут по другим критериям. Обидно, друзья, что европеизация и американизация отражаются на нашем искусстве не лучшим образом. Существует ли сейчас у нас в стране истинно русское кино?

     Разберём еще один новоиспечённый «шедевр». Не так давно на экранах прошёл фильм «Елена», снятый Андреем Звягинцевым. С самого начала можно заметить, что фильм претендует на положительные отзывы со стороны критиков: нетривиальная музыка, интересные кадры, неторопливость, с которой разворачивается сюжет, продуманные диалоги. В центре картины – страшная история убийства: женщина, узнав о том, что её муж хочет завещать почти всё своё имущество дочери от первого брака, решает отравить его. Как подчеркнул сам режиссёр, такая история могла случиться где угодно. Да, тут он, пожалуй, прав. Однако, несмотря на это, Звягинцев, пытаясь показать, что это случилось в России, изображает русских людей, ведущих европейский образ жизни. Главные герои – муж и жена – существуют сами по себе: у них разные интересы и желания. «Ну и что? – скажете вы. – Сейчас много кто живёт так». Но всё дело в деталях: за завтраком они читают газеты и едят овсянку, спят же на разных кроватях и разговаривают исключительно о текущих делах. Кто читает современные европейские романы, тот сразу угадает в этом фильме не нашу культуру. Чрезмерная отстранённость, эгоизм, отсутствие душевной близости и преследование только собственных интересов – это как раз то, о чём говорит французский писатель Мишель Уэльбек, рассуждая о западной цивилизации. В России тоже заметны такие тенденции, но пока они ещё не так значительны и не настолько укоренились в нашем сознании.

     Подводя итоги, не хотелось бы делать отрицательных прогнозов относительно российского кино, потому что это значило бы растерять патриотизм, завязнуть в болоте скептицизма. Но не замечать, что мы иногда движемся в сторону иного менталитета, тоже нельзя. Остаётся только надеяться, что, под чьё бы влияние мы ни попали, нам всегда будет о чём рассказать, учитывая наше богатое культурное наследие.

 

Елизавета ВАСИЛЕВИЧ

 

Кадр из фильма «Край» с сайта Kinopoisk.ru

Обязательно загляните сюда:

  • «Лондонский госпиталь»: искусство врачевания«Лондонский госпиталь»: искусство врачевания     В конце июля зрители телеканала «Культура» могли с любопытством наблюдать за развитием событий первого сезона сериала «Лондонский […]
  • Открытие Года Испании на территории Астраханской областиОткрытие Года Испании на территории Астраханской области     На прошлой неделе состоялось торжественное открытие Года Испании на территории Астраханской области, а также фестиваля «Неделя испанского кино» и […]
  • «Девушка из Дании»«Девушка из Дании»«Девушка из Дании» – это совместный проект пяти стран: Великобритании, США, Бельгии, Дании и Германии. Кресло режиссера занял Том Хупер, прославившийся благодаря таким картинам, как […]
  • Полёт над гнездом кукушкиПолёт над гнездом кукушкиДоктор: «Рэндл, если хотите, скажите мне: по-вашему, у вас с головой всё в порядке?» Макмёрфи: «Точно, док, я – гений современной […]
  • Who are you Mr. Bush?Who are you Mr. Bush?     Старый радиоприёмник, висящий на стене прямо над обеденным столом, еле слышно пропищал: «В Москве полдень». Осеннее солнце приятно припекало. […]
  • Волшебники – последняя надежда ГолливудаВолшебники – последняя надежда ГолливудаМистика. Загадочное слово. Каждый второй, наверное, захотел бы побывать в мире фэнтези и почувствовать вкус сбывшихся надежд. Но все думают, что испытать такое может только сумасшедший или […]

Вам также может понравиться

Об авторе Liza13

1 комментарий

  1. Позвольте не согласиться с некоторыми Вашими высказываниями. В фильме «Елена» муж и жена спят на разных кроватях и говорят на общие темы потому, что у них кризис в отношениях. Елена выпрашивает деньги для своего сына-неудачника, а муж ей отказывает. В этом-то и их конфликт. Овсянку моя мама ест каждое утро, но это не значит, что она пытается подражать Западу. Люди едят каши, потому что это полезно и вкусно.
    Отстраненность и эгоизм являются проблемами всего мира, не только нашей страны. Особенно в нашей стране очень трудно быть добрым и отзывчивым. Уважаемые соотечественники, увы, к этому не располагают, да и уровень жизни не высок.
    Однако нельзя не согласиться, что наше кино уже не такое. Режиссеры пытаются копировать Запад, не спорю. Но не все. Тот же самый Звягинцев (или, например, Сакуров) входит в число российских режиссеров не для больших экранов. Их уважают во всем мире. Их считают мастерами современного русского кинематографа, но у нас в стране они никому не нужны. Деньги нашим государством выдаются только на фильмы для быдла. А на фильмы, над которыми потом можно подумать, узнать для себя что-то новое, народ не пойдет. Режиссеры ориентируются на большинство, а это самое большинство в нашей стране не блещет интеллектом. А что поделать, жизнь тяжелая.

Добавить комментарий