ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

ON is OFFДипломный спектакль IV курса ГИТИСа мастерской народного артиста СССР, профессора В.А. Андреева

 

     Давненько ничего не смотрела – решила, что надо восполнять пробелы, пока есть хоть немного времени. Не мудрствуя лукаво пошла на спектакль IV курса ГИТИСа. Обычно студентам не дают расслабиться: педагоги следят за качеством спектаклей. Поэтому для меня спектакли в ГИТИСе – это всегда залог если не выдающейся, то качественной режиссуры и хорошей актёрской работы.

     Лист А4 на внутренней доске объявлений в ГИТИСе заинтриговал меня непонятностью написанного: «ON is OFF – спектакль студентов IV курса мастерской народного артиста СССР, профессора В.А. Андреева». На том самом курсе учится мой хороший знакомый, и я решила сходить проверить, играет ли он в спектакле, а заодно и сам спектакль посмотреть.

     Не зря я так решила. Несмотря на то что в ON is OFF мой товарищ занят не был (это другая группа курса), постановка оказалась для меня интересной.

     Как выяснилось, это пластический спектакль (чего в том самом листочке-афише обозначено не было). Я как раз фанат всяких пластических штук типа пантомим, балета и любых подобных проявлений. Мне кажется, это очень здорово, когда не надо говорить, чтобы всё понять. Поэтому, узнав, что меня ждут «пластические этюды» (именно таково жанровое определение действа), я возликовала душевно и стала ждать с ещё бóльшим нетерпением.

     К сожалению, пунктуальностью студенты не отличаются, и спектакль начался минут на 15 позже обозначенного в афише времени.

     Действо проходило в 26-й аудитории главного здания ГИТИСа; я не в первый раз смотрю там спектакли.

     При входе в зал интригует решение пространства. Зрители сидят там, где раньше была сцена, а актёры играют в пространстве, изначально предназначенном для зрителя. И в этом есть разумная мысль: сверху лучше видно, а актёрам есть где развернуться.

     По периметру сцены, ровно по квадрату, висят кулисы, склеенные из газет и ксерокопий каких-то документов, с несколькими проёмами для выхода актёров. На площадке также стоят три дверных проёма с дверями и несколько столов и стульев, которые в будущем спектакле сдвигаются, раздвигаются, переворачиваются, превращаясь во всё новые предметы офисного интерьера.

     Итак, спектакль представляет собой собрание пластических этюдов, объединённых темой офисных будней. Среди персонажей – все категории населения стандартного офиса: от уборщика помещений (он же разносчик пиццы) и секретарши до директора и его заместителя (заместительницы). С каждым из обитателей офиса происходит история, показанная в одном из пластических этюдов: романтическая встреча в лифте, выраженная в страстном танце, бунт против офисной рутины, ставший цирковым трюком, очередь в женский туалет, превратившаяся в зажигательный и очень смешной танец, и т. д.

     Создатели спектакля используют разные формы пластической выразительности, кроме собственно пантомимы, к сожалению. Спектакль начинается с этюда на основе ритмического рисунка, когда ритм извлекается из подручных средств типа мусорной корзины, линейки или стакана. (Самым известным исполнителем в этой области является группа «Стомпс».) Остальные этюды представляют собой танцевальные зарисовки в стиле модерн, трюки (жонглирование и эквилибр), работу с предметами – всё то, чему обучают на занятиях по сценическому движению или танцу. И в этом смысле нужно выразить благодарность педагогам по мастерству, которые смогли узреть в рутинных занятиях особенную прелесть и сделать из этого законченный спектакль.

     Конечно, не обошлось и без некоторых странностей, за которые, в общем-то, нужно отвечать режиссёру, не уследившему, не оправдавшему  надежд, погнавшемуся за модой на абстрактное. Как выразилась моя студентка, спектакль без слов должен быть понятен каждому. Зритель не должен чувствовать себя глупым. А я в некоторых местах чувствовала, что не понимаю, о чём мне хотят рассказать посредством движений. Что за белая девочка, которую в офисе все пинают, не обращают на неё внимания? Сначала я подумала, что это клочок бумажки, но по сюжету не складывалось. Потом эта же белая девочка появилась в этюде с чемоданом… И стало совсем непонятно, что же это за персонаж. Может, воздух? Так же сложно понять, что есть девушка в чёрном, танцующая странный танец. Обе героини не вносят дополнительного понимания в общую концепцию спектакля, но добавляют сумбура и невнятности мозговой деятельности бедного зрителя.

     И всё же, несмотря на некоторые противоречивые моменты, спектакль понравился. Радостно ещё и от того, что среди дипломных спектаклей ГИТИСа теперь есть и пластические. Ведь актёр – профессия, которая подразумевает использование разных средств выражения, а пластика – не последнее из них.

     После просмотра спектакля остаётся надежда, что это поколение актёров сможет найти пластическое решение своих образов и оно не будет корявым.

 

Елена ШАДЕРМАН (elena-shade.livejournal.com)

Обязательно загляните сюда:

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->