Театр для школы

Театр для школы: «Тартюф»Театр – это такая кафедра,
с которой можно много сказать миру.

Н.В. Гоголь

 
     Учебный год в самом разгаре. Домашние задания, лекции, практикумы, лицейские олимпиады и конкурсы… А ещё – походы в драматический театр, ставшие в нашем лицее традиционными.

     Наши восьмиклассники знакомятся с миром Мельпомены и Талии вместе с влюблённым учителем танцев, которого придумал испанец Лопе де Вега. Девятиклассники – вместе с приехавшим в город N ревизором, историю которого написал Гоголь. Десятиклассники – вместе с купцами, чиновниками и помещиками А.Н. Островского. А наши выпускники грустят и смеются вместе с Чеховым и Б. Шоу. Каждая учебная параллель нашла в репертуаре драматического театра свой спектакль, свою постановку, своего драматурга. Невольно я задумалась, что же значит театр для школы и школа для театра.

     Поход в театр начинается с афиши. И вот я листаю афишу нашего драматического театра в Интернете. Глаза разбегаются: классики и современники, комедии и драмы, имена хорошо известные и незнакомые. «Женитьба Фигаро» (знаю, это Бомарше), «Доктор философии» (не знаю), «Лес» (по Островскому, значит пойдём с классом в следующем учебном году), «Простая история» (слышала, что современные Ромео и Джульетта), «Мышеловка» (ничего себе, даже Агата Кристи в наличии)… Передо мной мелькают на фотографиях актёры в сценических костюмах, аннотации спектаклей и номера телефонов для заказа билетов. И я вспоминаю наш с классом первый поход в театр (тогда мы были восьмиклассниками). Глаза отыскивают в афише знакомое название, в памяти всплывают мизансцены… Всё это придумал господин Мольер в XVII веке, воплотил режиссёр Станислав Таюшев к 200-летию театра, а увидел 81 класс в прошлом году.

     Итак, Мольер и его бессмертный «Тартюф». Отправляясь на спектакль, я, как и мои одноклассники, ужеТеатр для школы: «Тартюф» знала, что такое классицизм и идеи Просвещения, что значит правило трёх единств и для чего просветители обращались к комедии. А также помнила, что все герои строго делятся на положительных и отрицательных.

     Чего же я ждала от спектакля? Моралите, нудных диалогов и никаких страстей под давлением разума? Скорее всего. Занавес опущен не был, и зрители могли ознакомиться с внутренним убранством дома господина Оргона. И вот в зале приглушили свет, и зазвучала музыка… А дальше понеслось: искромётные диалоги, откровенно смешные герои, нелепые ситуации, споры, интриги… Добавьте к этому яркие костюмы и постоянное движение актёров по сцене. Вот Тартюф – нелепый, жалкий, занудный и в то же время опасный. А Эльвира – разумная, смелая и такая сексуальная. А хозяин дома – господин Оргон – наивный, словно ребёнок, и такой же капризный. А скромница Марианна, порох Дамис, бойкая Дорина, влюблённый Валер… Герои Мольера в исполнении актёров театра предстали перед нами живыми людьми, а не чёрно-белыми образами далёкой эпохи классицизма. Сколько страсти, эмоций, переживаний они до нас донесли. И что интересно: никаких нотаций, высокопарных осмеяний ложных мнений, догм. Нам не пытались навязать правила жизни – мы просто видели, как отвратительно ханжество, как губительна излишняя доверчивость, как может быть не к месту и вспыльчивость, и покорность, как обман приводит к предательству, и как хочется, чтобы злодей был наказан. В этих героях, одетых в кринолины и кружева, мы узнавали самих себя. И я уверена, что, только читая Мольера, подобного мы бы не испытали.

     Так что же значит театр для школы? А школа для театра? Как здорово, что в репертуаре нашей «драмы» так много спектаклей, близких и понятных сегодняшним школьникам. Как здорово, что наши учителя литературы организовывают для нас посещения этих спектаклей. И как здорово, что мы приходим в старинное здание Астраханского драматического театра, занимаем наши излюбленные места в амфитеатре и бельэтаже и познаём жизнь. Как писал Александр Блок,

Актёры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!

     Для нас театр теперь значит многое. Это возможность перенестись в другие эпохи и понять, что жизненные ценности от столетия к столетию не так уж сильно меняются; это возможность узнать себя и своих друзей в ещё вчера чужих и непонятных литературных образах. И выйти из театра с искренним желанием прийти ещё раз!

Театр для школы: «Тартюф»

 

Ангелина ОЧЕРЕДКО,
г. Астрахань, Лицей № 2, 9 класс

 

Фото из группы
«Астраханский драматический театр» (социальная сеть «В Контакте»)

Обязательно загляните сюда:

  • Ускользающая красотаУскользающая красота     Первое, что я заметила, оказавшись на премьере спектакля «Ревизор» в Омском государственном театре куклы, актёра, маски «Арлекин», […]
  • Очень чеховский ТолстойОчень чеховский Толстой«Семейное счастие» в театре «Мастерская П. Фоменко» Совершенно неожиданно и совершенно бесплатно мне достался билет в театр. Настоящий театр. В […]
  • «Ромео и Джульетта» ли это были?«Ромео и Джульетта» ли это были?Рецензия на премьерный спектакль, приуроченный к 200-летию Астраханского драматического театра        Внутри меня, как и любого подготовленного, несколько […]
  • Мышеловка для трёх слепых мышекМышеловка для трёх слепых мышекДетектив Агаты Кристи на сцене Астраханского драматического театра Не так давно в Астраханском драмтеатре вновь показывали детектив «Мышеловка» по одноименной пьесе Агаты Кристи. […]
  • Бал нечистой силы в ЯлтеБал нечистой силы в Ялте     Ялтинский театр имени Чехова – один из лучших театров в Европе. «Мастер и Маргарита» – одно из величайших произведений мировой […]
  • На все временаНа все времена     Сейчас каждый старается быть оригинальным. Режиссёры нещадно экспериментируют с постановками, поэтому даже если вы пойдёте на спектакль с классическим […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

3 комментария

  1. Для 9 класса — очень здорово написано! Есть грамотная подводка, объясняющая, почему автор решила написать отзыв на далеко не премьерный спектакль. Демонстрируется знание культурного контекста и литературного первоисточника, что, безусловно, тоже плюс.

    Вообще, интересен сам выбранный аспект — театр для школы. Хорошо и небанально. Вот только… Я смотрела «Тартюф» в нашей драме. Не показалось ли Вам, Ангелина, что спектакль слишком опошлен на потребу современному, не слишком-то искушённому, зрителю? Весьма откровенные эротические сцены, излишняя игривость героинь (особенно перестаралась Дорина — Виолетта Власенко — талантливая, но, к сожалению, не универсальная актриса, имеющая собственное амплуа, в которое не вписываются героини классицизма — даже очень бойкие) — как они помогают возненавидеть ханжество и захотеть, чтобы злодей был наказан?

  2. Здравствуйте! Большое спасибо за Ваш отзыв!

    Да, героини в спектакле действительно не слишком соответствуют уже знакомым нам из «Тартюфа». Но в этом-то вся и прелесть. Как Вы сказали, наш зритель «не слишком искушён» — а подростков, т.е нас — моих одноклассников, да и меня в частности, зачастую бывает трудно заинтересовать чем-то серьёзным. Книга очень интересная — читала её с восхищением и жаждой разоблачения обманщика, но спектакль… он как бы адаптирован к современному обществу! Он представлен нам в местами смешном и гротескном виде — это очень важно. Будь это просто постановка спектакля по Мольеру — вряд ли мои одноклассники, да и иные современные зрители отнеслись к нему с таким восторгом. Да, постановка действительно во многом противоречива, но у меня вызвал большой интерес тот факт, что с такой адаптацией ребята легче восприняли не слишком-то почитаемую ими классику и влюбились в «Тартюфа».
    После просмотра спектакля — а это было в прошлом году — у всех зашкаливали эмоции, до сих пор вспоминаем этот поход. И знаете, акцента у нас на действительно «откровенные эротические сцены» не было — да, таких моментов там хватает, но ребята не восприняли это как что-то неправильное, они только поддавали юмора… А Дорина так вообще стала любимой героиней моих одноклассников…
    И всё же не могу не обратить внимание на то, что с самого начала, как в любом произведении в духе классицизма, идёт чёткое деление на «хороших» и «плохих» героев. Нам было очень весело наблюдать за событиями, и некоторая откровенность, как я уже сказала, не отвлекала от истинного смысла. Мы подробно изучали «Тартюфа» перед походом, и, конечно же, знали «кто там и что там». И всё равно, сидели и, как малыши, искренне мечтали «наказать» обманщика и верили во восторжествование справедливости.

  3. сначала о рецензии. мне понравилось. собственно, сложно что-то добавить к компетентному отзыву Lady Godiva. и если бы я не видела самого спектакля, то непременно захотела бы его посетить.

    но я видела этот спектакль.

    так получилось, что сначала я как раз таки посетила театр, а потом прочитала книгу. и мне показалось, что я видела совсем другую пьесу. театр, я считаю, должен воспитывать и поднимать культуру пришедших в него. а что делает он? он подстраивается под не очень взыскательные вкусы современной молодежи (я не вас, Ангелина, имею в виду — вы явно человек высокой культуры). вашим одноклассникам спектакль понравился? им полюбилась Дорина? теперь они могут с гордостью говорить, что посмотрели! комедию! мольера! а не какого-то куни (которого я, кстати, очень люблю). а на деле что? «тартюф» в исполнении актеров нашего театра так же далек от классики, как тот же куни. я считаю, надо поднимать уровень преподавание литературы, чтобы влюблялись прежде всего в книжного «тартюфа». потому что мольер — это живой, не стареющий юмор. и если даже его вашим сверстникам трудно воспринимать, если даже такие пьесы они не могут «переварить» без веселой театральной картинки, то что же будет дальше — с достоевским, набоковым, упаси боже кафкой? это мое имхо, конечно же. безусловно, можно и гамлета талантливо осовременить, но когда есть претензия на историчность, лучше не «смешивать два эти ремесла». иначе все выглядит вульгарно и пошло.

Добавить комментарий