Свобода слова: нужны ли ей ограничения?

Свобода слова: нужны ли ей ограничения?     Прошлый век ознаменовался отменой цензуры. Казалось бы, она была всегда: в царские времена, в годы революции и советского режима. Сейчас же каждый человек имеет право на свободу слова и мнения. Но является ли это абсолютным благом?

     Итак, свобода слова без ограничений – желанное явление для всех журналистов, писателей и поэтов. Впрочем, ему радуется не только пишущая братия, но и народ, который, как известно, требует хлеба и зрелищ. И если с хлебом простые смертные как-то сами разбираются, то зрелища им должны обеспечивать люди искусства. Но власти зачастую мешают писать правду, снимать честное кино. Вспомним эмигрировавшего из СССР Солженицына, включённого в советское время в список запрещённой и самиздатовской литературы. Несмотря на свою нелегальность, Солженицын читался в стране и был довольно популярен. Причина популярности проста: в эпоху социалистического реализма он не воспевал великие идеи марксизма и ленинизма, а делал прямо противоположное – то есть, по мнению читавших, говорил правду. Истина во времена запрета – это несказанная редкость, и неудивительно, что снятие цензуры показалось наступлением нового времени для людей, которым свобода слова без ограничений нужна. Но так ли это?

     Если в государстве действительно нет никакого контроля за средствами массовой информации, то никто не гарантирует, что права граждан будут соблюдены. Свобода слова без ограничений – это возможность пропаганды расизма, разжигания социальной, национальной или религиозной вражды. Никто ничего не сможет остановить. Следствие абсолютной свободы – не только открытость и гласность, но и конфликты, оскорбления и засорённость газет и журналов непроверенной информацией.

     Журналистам абсолютная свобода, конечно, может принести профессиональное счастье, карьерный рост, но какой ценой? Цена такой неограниченности кроется в судьбах и жизнях людей, в какой-то мере такая вседозволенность может повлиять на жизнь государства.

     Свобода слова, отмена какого-либо ценза в сфере литературы привела к бурному развитию постмодернизма. То, что раньше не пропускалось на книжные полки (например, ненормативная лексика), сейчас свободно публикуется. Доказательством этому может послужить книга Э. Лимонова «Это я, Эдичка!», в которой употребляются нецензурные выражения.

     Да, конечно, свобода слова дала многое, помогла поднять и осветить ряд проблем, о которых в советское время не говорили: коррупция, наркомания, несовершенство государственной системы. И мы благодарны смелым публикациям девяностых и нулевых годов, честным и справедливым журналистским расследованиям. Однако и у них были моральные и нравственные ограничения – рамки журналистской этики.

     XXI век – это, безусловно, век Интернета. А значит, появились и сетевые СМИ. Полноправную нишу среди пишущих людей заняли блогеры, и на их примере можно увидеть все последствия свободы слова без ограничений. Один из современных прозаиков сказал: «Интернет – это большой забор». А на заборе каждый пишет что хочет. Главное, анонимно и безнаказанно. А чувства, права и мысли других людей – пустяк. Потому и Интернет – один большой «Живой журнал» – это как пророчество для СМИ: «благодаря» абсолютной свободе слова они могут легко превратиться в одну большую сорную яму непроверенных фактов и неоправданных выкриков.

     Свобода слова, конечно, нужна. Для честности, для гласности, для нашей же уверенности в завтрашнем дне. Но пусть её ограничениями послужит собственная совесть и голос разума. Один мудрец сказал: «Наша свобода заканчивается возле уха другого». Не стоит об этом забывать.


Наталия КЕРНОВИЧ


Фото с сайта Newsland.ru

Обязательно загляните сюда:

  • На свободу словаНа свободу слова     На прошлой неделе многие из нас не отмечали день памяти жертв холокоста. Возможно, в обозримом будущем такого случая больше не представится. Возможно, в […]
  • О партийности журналистовО партийности журналистов«Заметил, что вы мало говорите о политике. Может, это и к лучшему, но мой вопрос связан именно с ней. Как вы считаете, имеет ли журналист моральное право быть членом какой-то […]
  • Клиповое мышлениеКлиповое мышлениеПонятие «клиповое мышление» появилось относительно недавно, поэтому многие из нас не подозревают о его существовании и широком бытовании в обществе. Сейчас нам предстоит разобраться в его […]
  • В Рунете начал работу портал гражданской активности «Я – гражданин»В Рунете начал работу портал гражданской активности «Я – гражданин»Портал гражданской активности «Я – гражданин» является интерактивной площадкой для дискуссий, посвящённых развитию гражданского общества в России. Целью создания портала […]
  • Андрей Кобяков: «У журналистского образования нет финишной прямой»Андрей Кобяков: «У журналистского образования нет финишной прямой»     В гостях у ИМХО-online.ru выпускающий редактор онлайн-издания Deutsche Welle, автор интернет-сайта Mediasprut.ru Андрей Анатольевич Кобяков отвечает на вопросы о […]
  • Феномен Николая СтариковаФеномен Николая СтариковаСкромные штрихи к портрету   Кто такой Mr. Стариков? В этом человеке я видел очень много по-классически правильного: он правильно сидел, следя за осанкой, очень аккуратно, […]

Вам также может понравиться

Об авторе Наталия Кернович

Какая я? Не знаю. Одержимая идеей стать журналистом. Мечтающая о интересной работе. Неисправимая мечтательница и лентяйка. Разная. Я не знаю какой я буду через десять лет. Знаю одно- я буду писать. Для себя, для газет или просто сказки для своих же детей-неважно. Но это моё призвание. Моя дорога. Быть может этот сайт- мой первый шаг?

2 комментария

  1. «Это я, Эдичка» — мягко говоря, не самый свежий пример (впервые издан в 1979 г.), чтобы иллюстрировать им «сейчасное» состояние литературы. Хорошо о «незензурщине» было сказано Светланой Шишковой-Шипуновой в ответе на вопрос, ссылка на который приведена в тексте.

    Вообще, свобода слова — заезженная и неблагодарная тема. И, собственно, Вы, Наталия, ничего нового тут не сказали. Да, продемонстрировали умение смотреть на проблему с разных сторон. Да, ловко ввернули цитаты. Да, текст строен и выверен. Но — не нов, и потому напоминает сочинение или конкурсную работу.

    В сотый раз повторюсь: уделяйте внимание фактам и деталям. Одна реальная история человека, пострадавшего от вседозволенности СМИ, наверняка будет ярче и действеннее всего этого текста.

  2. Долго думал, прежде чем написать. Да, такое явление, как ненормативная лексика в творчестве — есть. Да, я сам часто использую в стихах подобную лексику. Да, я ужасно не люблю, когда мат в творчестве только ради мата. А уж тем более, когда он на потребу публике. Это давний бесконечный спор. Сколько можно-то…

Добавить комментарий