Фотосъёмка: выбирай с душой

В. М. СемёновЕсли кто не знает, раньше большой репортаж для газеты обычно делали в паре – фотокорреспондент и корреспондент. Первый точно знал, как выставить экспозицию, выбрать фокус, установить нужные выдержку и диафрагму, развести в правильных пропорциях реактивы, проявить и зафиксировать снимки. Второй же благодаря этому не отвлекался от своих прямых обязанностей по написанию статьи и трудился только на этом поприще.
 
С появлением цифровиков, компьютеров и принтеров надобность в напарнике у корреспондента практически отпала. Но я поведаю не о том, как делать «правильные» снимки (этому нужно учиться отдельно и не в рамках одного урока), и не о том, как их потом обрабатывать (чаще всего эту функцию выполняет верстальщик или ответственный секретарь), хотя имею опыт и в том и в другом. (Всё-таки пять лет работал предпринимателем, имел свой фотосалон и ещё около трёх лет периодически подменял коллегу на вёрстке.) Наш разговор пойдёт о такой с виду малозначительной и неприметной детали, как выбор снимков для своей статьи.
 
Дело в том, что после репортажа, во время которого было сделано больше сотни замечательных на взгляд самого автора фотографий, на выбор двух-трёх из них может уйти какое-то время (порой даже больше часа). Время, которое можно было бы потратить на что-то полезное, например на подготовку самой статьи. Итак, наша задача – за 10–15 минут выбрать то, что в полной мере отразит дух события, понравится читателю, будет одобрено редактором и ответит вашим вкусам.
 
Итак, сначала беглый просмотр. Во-первых, то, что вы там наснимали, всегда интереснее просматривать на широком мониторе компьютера, а не на маленьком экранчике фотоаппарата. Во-вторых, так попутно вы можете удалить с компьютера размытые снимки. Удаляйте без сожаления и те, где каким-то образом, например от случайного рывка объектива, осталась одна муть, а также те, где смазан всего лишь один объект съёмки, что случается при движении. Последнее часто происходит во время съёмки спортивных мероприятий. Если вы думаете: а зачем удалять, ведь все остальные на снимке получились нормально, может они захотят выкупить его в редакции (действительно, во многих редакциях практикуется продажа фото участникам съёмки) – пожалейте репутацию своего издания! Однажды в гостях мне показывали фотографии, и на одной из них был запечатлён брат хозяина дома, а рядом красовалось немного размытое изображение его друга. Тот, кто показывал мне снимок, посетовал: «Просто фотограф неумелый попался». Беда только в том, что тем фотографом оказался я. И доказывать, что друг брата во время съёмки просто повернул голову, я решил для себя делом бессмысленным. Устыдившись, я очень пожалел, что не удалил из папки некачественный снимок, который потом кто-то выкупил. Сейчас любой дефект на моих фото вызывает во мне нервную дрожь. Оставляйте только качество, остальное – долой! То же самое касается слишком тёмных или нелепых снимков, которые ничего не отражают и не вызывают в вас никаких эмоций.
 
Таким образом у вас из сотни фото останется примерно 75–80. Это нормальный процент брака, если вы строчите направо-налево в надежде выловить классный кадр. Кстати, такие кадры при «пулемётной» съёмке далеко не редкость. Вам не надо экономить фотоплёнку и беречь маломощную батарею фотовспышки, «прицеливаясь» к тому, что понравится. А лично у меня не раз бывало, что иллюстрацией к статье становились именно случайные удачные снимки.
 
Во время просмотра выбирайте фотоснимки, которые можно отнести к одному объекту и одной теме. Например, во время концерта пианист может быть снят с разных ракурсов, и из этой серии надо выбрать лишь один. Или, допустим, если на ярмарке вы запечатлели торговые ряды, игрища, чаепития и т. д., стоит выделить в каждой теме по одному снимку. У нас остаётся примерно тридцать снимков. Потом выписываете номера лучших по вышеописанной схеме (соответствие теме, симпатиям читателя, редактора и своим собственным). Это уже около десяти фото. Ещё позже – лучшие из лучших. То есть три-четыре. Если верстальщик стучит кулаком по столу или бурчит о нехватке места на полосе, вам придётся либо сокращать текст, чтобы разместилось больше фотографий, либо наоборот. Скрепя сердце выберите один самый-самый-самый лучший снимок. Иногда можно положиться на мнение самого верстальщика, редактора или коллеги-корреспондента. Сторонний взгляд бывает полезен. Но если вы хотите стать профессионалом, вам придётся научиться всё делать самому.
 
С непривычки на выбор одного-двух из двухсот-трёхсот снимков у вас будет уходить по полчаса, но очень скоро весь процесс начнёт занимать 10–15 минут. Остальное время, как я и говорил, можно потратить на какое-нибудь другое полезное и интересное занятие, в чём вам также желаю преуспеть.

 
Источник – блог Виталия СЕМЁНОВА «Начинающим журналистам»

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

3 комментария

  1. интересно. и, думаю, универсально применимо.

  2. Да. Когда я работал фотокорром, было интереснее. Всё таки цифра все слишком упростила. С пленкой было как-то… Романтичней…)

  3. У нас в редакции ситуация другая. Это в печати можно над снимками сидеть по полчаса. Но в интерактивном издании такой роскоши со временем нет. Вот и приходится за 10 минут фотографии отбирать, обрабатывать и технарю в папку кидать, чтобы в фоторепортаж поставил, а затем штук шесть отобрал для новости, которую ты пишешь. Не знаю, как у других, но в нашей редакции именно так. В интернете сегодня, на мой взгляд, простые корры уже не пользуются спросом. Вот и приходится становиться универсалом, чтобы идти в ногу со временем.

Добавить комментарий