Правило 50 страниц: читать или не читать?

Правило 50 страниц: читать или не читать?«Недавно услышала о «теории 50 страниц»: если книга не увлекла вас в течение 50 страниц, бросьте её и никогда к ней не возвращайтесь. Так ли это? Должна ли важная, нужная книга обязательно увлекать? Или же некоторые вещи надо читать через «не хочу»?» (Алена С.)


Действительно, бытует и такое правило.

Мне кажется, его придумали книгопродавцы, заинтересованные не в том, чтобы люди больше читали, а исключительно в росте продаж.

Но давайте разберёмся, насколько оно, это правило, универсально.

Учебник можно читать по такому принципу? Нет, конечно. А классику, те книги, которые составляют сокровищницу мировой литературы? Тоже нет. Потому что, если им руководствоваться, ни «Войну и мир», ни «Улисса», ни «Дон Кихота» вы никогда не прочтёте, а это – одни из самых великих романов всех времён и народов. Человеку образованному и культурному, тем более имеющему отношение к словесности (будь то литература, журналистика или преподавание), не знать их даже как-то стыдно.

Конечно, в принудительном чтении нет ничего хорошего. Но ведь чтение – это не только удовольствие, это и труд, и даже своего рода искусство. И чем более человек начитан, тем менее он склонен пользоваться в оценке книги такими категориями, как «скучно – нескучно», «интересно – неинтересно». Начитанный, искушённый в литературе читатель ищет в книге нечто иное. Для него чтение – не развлечение, а работа ума и души. 

Мы как-то уже говорили о том, что есть серьёзная литература, несущая интеллектуальную нагрузку, и есть массовая, «досуговая». Правило 50 страниц больше всего годится именно для такой литературы, для всех этих книжек и книжечек в мягких обложках, которые люди покупают, чтобы скоротать время в поезде, в самолёте, на пляже. Вот тут – да: не понравились первые страницы, не захватили – нечего и время тратить, не жаль и выбросить (их, кстати, и принято оставлять там, где закончил читать).

С настоящей литературой так не поступают. Из книг, имеющих истинно художественную ценность, люди собирают домашние библиотеки, передают их по наследству детям и внукам, особо любимые не раз перечитывают на протяжении жизни. Круг авторов и список таких – настоящих и любимых – книг у каждого свой; он, как и сама личная библиотека, формируется и пополняется на протяжении всей жизни человека. Но если вы ещё так молоды и неопытны в чтении, что затрудняетесь с самостоятельной оценкой, обратитесь хотя бы к списку «100 лучших книг всех времён» (мы говорили некоторое время назад об этом и других подобных списках на сайте ИМХО-online.ru).

Из этого не следует, что нужно читать через силу. Если вы уже точно знаете про какую-то книгу, что это качественная литература, и тем не менее она вас не увлекает, это может значить: а) что лично вы ещё не доросли до этого автора, этой книги; б) взяли её не в самый подходящий момент, когда ваши мысли и душа настроены на что-то другое; в) это просто «не ваша» книга.

Во всех случаях надо просто отложить её, поставить на полку, попробовать вернуться к ней в другое время. А может, и не возвращаться никогда (в конце концов, всего прочитать не может никто).

Ситуация с современной литературой, конечно, иная, нежели с классикой, которая уже прошла отбор самим временем. Современная литература рождается на наших глазах, и именно нам предстоит дать ей оценку, которая, кстати, не обязательно будет верной. История литературы знает немало примеров, когда не признанные современниками произведения позже становились классикой. Вопрос, таким образом, не в том, сколько первых страниц надо прочесть, чтобы понять, хороша ли книга, – 50 или 25 (бывает достаточно и первых 3–5 страниц). Вопрос в том, по каким критериям мы с вами выбираем книгу в книжном магазине, в библиотеке или на литературных сайтах в Интернете. Случайный это выбор, методом тыка, или осознанный, основанный на каком-то предварительном знании.

Сошлюсь на собственный опыт. Я вряд ли куплю книгу, если ничего не знаю о её авторе. У меня есть любимые авторы, за творчеством которых я слежу, и обычно мне известно о выходе у кого-то из них новой книги. Есть, напротив, нелюбимые, но их я тоже читаю, поскольку занимаюсь литературой профессионально. Но и обычному читателю, который читает исключительно для собственного удовольствия, неплохо бы следить за книжными новостями, хотя бы по Интернету. Я как-то уже писала о том, что рекомендательными списками для чтения современной литературы могут служить лонг- и шорт-листы литературных премий. Если вы не знаете, что почитать, не уверены, качественная перед вами литература или нет, загляните в премиальные списки этого года – они помогут вам сориентироваться.

Другой принцип выбора книги связан с темой и жанром. Я, например, уже давно предпочитаю художественной литературе документальную, ту, что называют нон-фикшн – мемуары, воспоминания, дневники. В этом случае я могу и не знать автора – достаточно анонса, а лучше предисловия, которое обычно бывает в таких книгах.

Вот недавно прочла трогательные и трагические воспоминания Людмилы Миклашевской «Повторение пройденного» (речь идёт о первой половине ХХ века). Хотя до того как эта книга попала мне в руки, я ничего не знала о её авторе. А как узнала? Очень просто: мне её порекомендовала подруга, литературному вкусу которой я доверяю. Это, кстати, тоже важный принцип при выборе чтения – рекомендация знающего человека.

Но бывает и по-другому. Сейчас с трудом вчитываюсь в книгу Вячеслава Звягинцева «Трибунал для Иисуса». Написано тяжело, слог не блещет, приходится буквально продираться через «заросли» цитат, сносок, отступлений. Спросите: а зачем же вы читаете? Тема! Уникальная тема, которую мало кто пытался поднять. «Беспрецедентное научное исследование суда над Спасителем, навсегда изменившего ход истории человечества». Автор – юрист и с позиций мировой юриспруденции разбирает суд над Иисусом Христом как реальное процессуальное действие. Интересно же!

Итак, если вас интересует автор как таковой, определённая тема, конкретный жанр (детектив, фантастика, мемуары), если вам порекомендовал книгу человек, мнению которого вы верите, или вы прочли анонс, который вас заинтриговал, вы эту книгу выбираете. Если не обнаруживается ни одной точки соприкосновения с вашими личными предпочтениями, не выбираете.

Конечно, бывают и совершенно случайные открытия, но редко. Лучше всё-таки с умом и разборчиво искать в книжном море «свою» книгу.

А главный совет: читайте как можно больше, и тогда ваш вкус, ваша способность быстро и наверняка оценивать книгу сформируются сами собой. Не бойтесь прочесть что-то «лишнее», особенно если готовитесь стать журналистом. Никакое знание, никакое впечатление не будет лишним для вас. Ведь человека ничто не образовывает так, как книга. В сущности, не мы выбираем книги, а они – нас. По тому, способны мы их прочитать или нет, нам и оценка – кто мы такие на самом деле. Можно даже перефразировать известную пословицу: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».


Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,
журналист, писатель, литературный критик

 

От редакции: вопросы для Светланы Евгеньевны, связанные с современным литературным процессом, вы можете присылать по адресу: redactor@imho-online.ru с пометкой «Для С. Е. Шишковой-Шипуновой».

Обязательно загляните сюда:

  • 27 книг, которые надо прочесть до 27 лет27 книг, которые надо прочесть до 27 лет     «Очень часто натыкаюсь в Интернете на списки книг, которые – по версии каких-либо журналов или академий – нужно прочитать, чтобы считать […]
  • Почему необходимо читать художественную литературуПочему необходимо читать художественную литературуИ, может быть, стоит задуматься об изменении школьной программы? От редакции: пожалуй, ни одна школьная дисциплина не вызывает столько споров, как литература. Начало нового учебного года […]
  • Лёгкое чтиво или «литературные дебри»?Лёгкое чтиво или «литературные дебри»?     «Стоит ли лезть в «литературные дебри» и читать сложные, подчас невозможные для понимания произведения, если лёгкое чтиво захватывает […]
  • Как добиться успеха в литературе?Как добиться успеха в литературе?     Многие сегодня хотят добиться успеха на литературном поприще. Но что для этого надо, помимо способностей? Как было в начале прошлого века? Все кому не лень […]
  • Читайте книги, друзья!Читайте книги, друзья!Как мы знаем, сейчас очень остро стоит вопрос о грамотности нашего народа. В особенности это касается молодёжи. Причём речь идёт вовсе не о школьниках, которые ещё не выучили русский язык […]
  • Ольга Халифаева: «Сдерживайте в себе критика!»Ольга Халифаева: «Сдерживайте в себе критика!»     На вопросы, связанные с психологией творчества, отвечает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

4 комментария

  1. очень информативная статья, буквально на каждом абзаце хваталась за карандаш))

  2. Спасибо, Светлана Евгеньевна! Не надеялась, что так быстро ответите! Полезно и очень интересно!

  3. >> Не бойтесь прочесть что-то «лишнее», особенно если готовитесь стать журналистом.

    Я бы это в красивой рамочке повесила в комнате каждого, поступившего на журфак)

  4. Всегда боюсь начинать читать что-то новое, эта статья натолкнула меня на мысли, что нужно иногда рисковать в этом плане.
    Кстати, ваша публикация нашлась случайно:)

Добавить комментарий