Очень чеховский Толстой

«Семейное счастие» в театре «Мастерская П. Фоменко»


Очень чеховский Толстой: Маша и Сергей МихайловичСовершенно неожиданно и совершенно бесплатно мне достался билет в театр. Настоящий театр. В «Мастерскую П. Фоменко». Девушка, оказавшаяся по совместительству ангелом-дарителем, выдавала мне билет со словами «Вы же любите Толстого». Да, я действительно отношусь к Толстому лучше, чем к Достоевскому (уж такая вот несуразность), но не скажу, что люблю-люблю и готова перечитывать. Однако мысль о том, что я иду к Фоменко, грела мне душу почти три недели, и я с нетерпением ждала 2 октября.

За день до означенной даты ко мне в голову вдруг влезла шальная мысль: а вдруг не понравится? И уже с утра вторника я нервничала и переживала за то, что мои ожидания могут не оправдаться.

Я давно решила про себя, что не стоит ожидать чего-либо от книг, спектаклей, концертов, да и любых событий в жизни. Нужно просто читать, смотреть, слушать и принимать ситуацию в том виде, в каком она предстаёт, а потом уже делать выводы о качестве и других характеристиках увиденного: нравится – хорошо, не нравится – тоже хорошо, ибо есть повод провести анализ неудач и их причин. А тут я ждала. Потому что это Фоменко; потому что именно туда я давно хотела попасть, но не могла; потому что несколько «Золотых масок» просто так никому не дают…

Забегая вперёд, скажу: я вышла из зала без ощущения восторга, но с осознанием того, что это настоящий театр. И уже после, поразмыслив, поняла, что ожидания оправдались, ибо восторг восторгом, он может быть вызван и самыми простыми вещами, а талант вкупе с профессионализмом – это редкость, и хорошие, качественные спектакли, сочетающие в себе все возможные театральные средства выразительности в разумных количествах и по делу, нынче на вес золота.

Однако это лишь субъективные размышления, и надо бы обо всём по порядку.

Я давно не была в классическом (в моем, наверное, представлении) театре, где есть большой холл, по которому в антракте можно прогуливаться, рассматривая публику, где на стенах висят портреты актёров и режиссёров (а на портрете самого основателя театра и бессменного художественного руководителя чёрная траурная лента), есть театральный музей с костюмами и эскизами, а зрители одеты в красивые наряды. Обычно я выбираю небольшие театры, где из общетеатральных развлечений есть только буфет, и то не всегда. А тут настоящий просторный театр – новая сцена «Мастерской».

«Классичность», однако, не мешает проникновению технического прогресса: в театре есть бесплатный вай-фай, но только в фойе (в зрительном зале он не ловит, что тоже правильно). Место мне досталось на балконе, чему я была несказанно рада, как будто сама выбирала. Да, я люблю смотреть спектакли издалека: видно общую картину, а не колени одного актёра. Конечно, балкон – это далековато, но уж лучше так, чем на первом ряду, тем более что акустика новой сцены «Мастерской» довольно хорошая и слышно было всё.

Да и слов-то в спектакле оказалось немного. Несмотря на то что Толстой обычно многословен и любит пространные монологи, инсценировка выполнена так, что чувства и состояния персонажей передаются через пластику и музыку, да лейтмотивом звучат слова: «Тише-тише, всё-всё…» Мотив замалчивания, неразжигания семейного скандала, пожалуй, важен и для самого Толстого, и для понимания данного спектакля.

Маше, вышедшей замуж за своего 36-летнего опекуна в 17 лет, скоро становится скучно в деревне, где они живут, и семья переезжает сначала в Петербург, а затем и в Баден-Баден, где неопытная молодая женщина предаётся всевозможным увеселениям на балах, в прямом смысле идёт по рукам, а мужчины заглядывают ей под юбку. И всё это вопреки предупреждениям мужа о возможных неприятных последствиях светской жизни. Постепенно страсть молодой барыни к увеселениям проходит, проходит и любовь мужа к жене, но надо продолжать жить.

Спектакль построен как воспоминания героини, вновь вернувшейся в родовое имение, о прошлом, о своём знакомстве с будущим мужем, о Петербурге и Баден-Бадене, то есть использован приём ретроспективы, и заканчивается он немым вопросом: как жить дальше семьёй после того, что случилось?

В принципе, толстовская тема и вполне толстовский сюжет, однако совершенно непонятным образом весь спектакль мне мерещился Чехов. То ли он выплывал из образа молодой Маши, почему-то напоминавшей мне Душечку, то ли появлялся в регулярных семейных чаепитиях, то ли просто просматривался в образе усадьбы «с окнами в сад» и уходящим дворянским укладом. Какая-то присущая Чехову неуспокоенность, балансирование на грани – и при этом совершено толстовская нравоучительноть, семейность.

Очень чеховский Толстой: Маша в исполнении Ксении КутеповойЯ впервые видела работу Ксении Кутеповой в театре. Она играет Машу, лёгкую, грациозную и одновременно слегка нелепую – такую, какой бывает 17-летняя девушка, непременно желающая понравиться взрослому мужчине. Воздушная «девушка-фиялка» заставляет вспомнить бунинское «Лёгкое дыхание».

В противовес ей Сергей Михайлович (Алексей Колубков) грузен, неповоротлив, серьёзен, расчётлив, но влюблён.

Однако наиболее примечательным персонажем оказалась гувернантка Катерина Карловна (Галина Тюнина) – классическая сухопарая старуха, блестяще исполненная вполне молодой ещё актрисой.

Поначалу неприятно удивляет странность интонаций. Маша и Катерина Карловна говорят каким-то ненатуральным, манерным голосом, растягивая слова, повышая и понижая тон, что сильно диссонирует с грациозностью воздушной Маши. Становится не по себе от того, что такая милая молодая девушка столь странно разговаривает. Но и тут режиссёр играет на диссонансе ненатурального голоса Маши и своего голоса Сергея Михайловича. И в этом диссонансе проглядываются найденные режиссёром толстовские средства выразительности: ненатурально говорит героиня, впоследствии совершающая дурные поступки, тогда как, возможно, некрасивый, но идущий правильным путём Сергей Михайлович говорит своим голосом. «Семейное счастие» – раннее произведение Толстого, предтеча «Анны Карениной», но уже в нём видны основные тенденции его будущих произведений.

Особо хочется отметить декоративное решение спектакля, в котором преобладают бежевый и белый цвета с некоторыми вкраплениями бордового. Создается ощущение старинной фотографии, в стиле которой оформлены и программки к спектаклю. Подобное отношение к мелочам и говорит о высоком профессионализме. И хотя, возможно, такое цветовое решение сценического пространства не оригинально, оно органично именно для Толстого и, пожалуй, для Чехова.

Мне давно хотелось классики, классики в театре. Мне кажется, я её получила. Посмотрев один спектакль «Мастерской П. Фоменко», хочется прийти в этот театр ещё раз. Жаль, что мне удалось попасть сюда уже после смерти мастера, но его работы не сходят со сцены, и я надеюсь посмотреть и другие спектакли прославленного коллектива.


Елена ШАДЕРМАН


Фото с официального сайта Московского театра
«Мастерская П. Фоменко» (Fomenko.theatre.ru)

Обязательно загляните сюда:

  • Ускользающая красотаУскользающая красота     Первое, что я заметила, оказавшись на премьере спектакля «Ревизор» в Омском государственном театре куклы, актёра, маски «Арлекин», […]
  • На все временаНа все времена     Сейчас каждый старается быть оригинальным. Режиссёры нещадно экспериментируют с постановками, поэтому даже если вы пойдёте на спектакль с классическим […]
  • Красота на грани вульгарностиКрасота на грани вульгарности     Не так давно мне представилась возможность посмотреть в Омском государственном академическом театре драмы спектакль «Лисистрата». Всегда довольно […]
  • «Было зимой» на исходе марта«Было зимой» на исходе марта     В конце марта в Центре эстетического воспитания детей и молодёжи состоялась премьера спектакля «Было зимой» по пьесе начинающего драматурга […]
  • «Ромео и Джульетта» ли это были?«Ромео и Джульетта» ли это были?Рецензия на премьерный спектакль, приуроченный к 200-летию Астраханского драматического театра        Внутри меня, как и любого подготовленного, несколько […]
  • Кого хочет женщина? Антон Чехов «Без названия. Человеческие сцены»Кого хочет женщина? Антон Чехов «Без названия. Человеческие сцены»Ярославский театр драмы им. Федора Волкова на сцене Театра им. Маяковского Примерно месяц назад мы со студентами читали статью о спектакле «Без названия», поставленном Е. […]

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

2 комментария

  1. очень понравилось! у меня нет возможности посещать мастерские мэтров — хорошо хоть, что можно послушать тех, кто там бывает!

  2. Тоже имела счастье посетить спектакль «Мастерской П. Фоменко», так что очень хорошо понимаю Елену и полностью разделяю её ощущения: это настоящий театр.

Добавить комментарий