ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

С. Е. Шишкова-Шипунова«Относительно недавно замминистра связи Волин заявил во всеуслышание, что журналистика – это бизнес, не имеющий никакой миссии, и подчеркнул, что преподаватели должны заранее готовить студентов к тому, что «они будут писать о том, что им скажет владелец, то есть хозяин».

Сначала я была возмущена таким бездушным подходом к своей будущей профессии, но потом подумала: а не прав ли он в некоторой степени? Может, действительно, если хочешь работать журналистом, стоит оставить некоторые иллюзии и снять розовые очки сразу же за порогом университета?  

Подскажите, пожалуйста, в каких вопросах теория наиболее резко расходится с практикой и к чему надо готовиться, поступая работать в редакцию довольно крупного СМИ?» (Милана)

Есть вопросы, на которые, кажется, и отвечать-то нет смысла, настолько все очевидно.

Я не меньше автора письма удивлена высказыванием замминистра связи Волина. Это абсолютно непрофессиональное, циничное и провокационное высказывание, тем более возмутительное, что сделано оно на встрече со студентами факультета журналистики МГУ. Насколько я знаю, сами студенты встретили слова Волина гулом и топаньем. Молодцы! Это не он им, а они ему преподали урок уважения к своей профессии – одной из самых значимых в современном обществе.

Я тоже выпускница журфака МГУ, но даже представить себе не могу, чтобы подобные речи звучали в его стенах в годы моей учебы. Правда, это было уже очень давно, во времена т. н. партийно-советской печати. С тех пор многое изменилось. Вроде бы наступила свобода, в том числе – и даже раньше всех других – свобода печати, за которую боролись, о которой мечтали несколько поколений советских журналистов. Тогда это понималось как свобода от партийного диктата, от цензуры, как право журналиста выражать и высказывать в печати свое собственное мнение.

Как оказалось в дальнейшем, все мы были немножко наивны в своих представлениях о свободе. Партия (КПСС) не только диктовала свою волю журналистам, но и держала на своем балансе практически все тогдашние газеты (которые, кстати, в большинстве своем были рентабельными, но прибыль возвращалась в партийную кассу). Не стало партии – не стало и финансирования газет и всех других средств информации.

Путь к свободе оказался не так прост, как мечталось. Поначалу журналистские коллективы пытались сами выпускать свои издания, но немногие с этим справились, ведь никто не учил журналистов экономике, бизнесу, тому, как сделать газету хотя бы самоокупаемой. Одним изданиям пришлось закрыться, другие  стали искать себе спонсоров…

За 20 с лишним лет старые советские и новые российские издания прошли сложный, витиеватый путь, многое растеряли на этом пути, но те, кто выжил, в большинстве своем обрели в конце концов «хозяев» (которые их уже не по одному разу купили, продали и снова купили).

Идеологическая зависимость от правящей партии сменилась финансовой зависимостью от богатых людей. Что лучше? Об этом предпочитают не думать, не сравнивать. Что случилось, то случилось. Но это совершенно не значит, что журналистика стала бизнесом. Журналистика – это по-прежнему важнейшая общественная миссия. А вот издательское дело – да, теперь это бизнес, касается ли дело выпуска газет, журналов или книг. И любой редакционный коллектив вынужден учитывать бизнес-интересы своего издательства, но делает это главным образом уступая часть газетной площади рекламе.

Если вы следите за современной прессой, то наверняка знаете, что разные издания ведут все-таки разную политику.  Есть немало таких («Новая газета», «МК», или, к примеру, противоположная им по взглядам газета «Завтра»), которые имеют свою позицию и выражают мнение своего журналистского коллектива. Уж не знаю, как они при этом выживают – за счет спонсоров или за счет рекламы, но позиция там явно своя, собственная. Это не значит, что они всегда правы. Отнюдь. Но они несомненно независимы, это факт.

Есть издания и журналистские коллективы, которые, как и в советские времена, вполне осознанно работают на государство и правящую партию. У них, насколько я понимаю, нет проблем с финансированием. Но наверняка есть проблемы с возможностью выражать собственное мнение. Опять же, это не значит, что они заведомо неправы. Отнюдь. Но они безусловно зависимы, и это тоже факт.

Наконец, есть категория изданий (и соответственно журналистских коллективов), которые плюнули на все принципы и просто зарабатывают деньги. Коммерческие издания, желтая пресса. В этом случае о позиции журналиста говорить не приходится, а свобода печати здесь понимается как вседозволенность, как право вмешиваться в частную жизнь людей, как нагнетание всяческих ужасов и показ всяческих непристойностей. Вот это – не журналистика, это бизнес.

На самом деле начинающий журналист волен сам выбирать, к какой гавани ему пристать, в какую газету (на радио, ТВ) постучаться с просьбой принять на работу. Сегодня есть возможность найти свое место и тому, кто имеет и хочет отстаивать гражданскую позицию, и тому, кто хочет служить государству или какой-то одной партии, и тому, кто хочет просто зарабатывать деньги, не заморачиваясь никакими принципами.

Вообще, влияние т. н. «хозяев» (будь то государство, партия, бизнес-структура или отдельный олигарх) на принадлежащую им прессу мне кажется сильно преувеличенным, а возможности журналистского коллектива сильно приниженными. При желании и достаточном уровне профессионализма всегда можно выразить и отстоять свою точку зрения. Правда, для этого надо ее как минимум иметь.

В общем, не слушайте Волина, думайте своей головой, уважайте себя и свою профессию. Она того стоит.

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,
журналист, писатель, литературный критик


От редакции: вопросы для Светланы Евгеньевны, связанные с журналистской практикой, вы можете присылать по адресу: redactor@imho-online.ru с пометкой «Для С. Е. Шишковой-Шипуновой».

Обязательно загляните сюда:

  • Настоящий журналист – только тот, кто обличает?Настоящий журналист – только тот, кто обличает?     Несколько месяцев назад наш сайт опубликовал учебное пособие «Курочка Ряба, или Практическая журналистика  в вопросах и ответах». В ходе […]
  • О партийности журналистовО партийности журналистов«Заметил, что вы мало говорите о политике. Может, это и к лучшему, но мой вопрос связан именно с ней. Как вы считаете, имеет ли журналист моральное право быть членом какой-то […]
  • Правда и кривдаПравда и кривда     Появление на цирковой арене льва отвлечёт внимание зрителя от заплат на штанах дрессировщика. Это понятно даже дошкольнику. Любые события, способные вызвать […]
  • Место для шага вперёд, или Три пинка «большим» людямМесто для шага вперёд, или Три пинка «большим» людямВсё, что мне нужно, – это несколько слов И место для шага вперёд! В. Цой        Если б не этическая сторона вопроса, в качестве эпиграфа мог бы прозвучать […]
  • Андрей Кобяков: «У журналистского образования нет финишной прямой»Андрей Кобяков: «У журналистского образования нет финишной прямой»     В гостях у ИМХО-online.ru выпускающий редактор онлайн-издания Deutsche Welle, автор интернет-сайта Mediasprut.ru Андрей Анатольевич Кобяков отвечает на вопросы о […]
  • ПризывПризывЧеловеческая сущность такова, что пока проблема не обратит на себя внимание, вызвав резонанс с обществе каким-либо прецедентом, её никто не будет решать. В последнее время я видела очень […]

Комментарии

2 комментария для этого поста.

  1. Milana в марта 28, 2013 3:56 пп

    Большое спасибо, Светлана Евгеньевна! Вам я доверяю больше, чем Волину)

  2. Viktor Klykanov в марта 29, 2013 1:16 пп

    Как всегда — точно, интересно, без лишних слов. Спасибо.)

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->