ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Красивая сказка (поход в Большой на «Спящую красавицу»)Однажды в «прекрасную» весеннюю погоду, когда ледяной дождь бил в лицо прохожим, а тротуары постепенно на глазах у недовольной публики превращались в грязное месиво, меня угораздило поехать в Большой театр. Мероприятие это планировалось давно, и билеты, воткнутые в прищепку для фотографий, уже примерно месяц мозолили мне глаза. Не хочу сказать, что я без удовольствия ждала этой поездки, но душевного трепета не испытывала. Билеты покупала мама, аргументируя это тем, что можно взять дешевые билеты (через ее профсоюз) В БОЛЬШОЙ театр, поэтому я просто положилась на обстоятельства и в назначенный день поехала на Театральную площадь к зданию с квадригой.

Мы смотрели «Спящую красавицу», балет П. И. Чайковского. Несмотря на мою особую любовь к пластическим видам театрального искусства, не хочется давать анализ спектакля, претендующий на профессиональный взгляд, ибо я совсем не профессионал в балете, хотя и отличаю шене от пируэта.

Вообще, смотреть классику – это хорошо; еще лучше смотреть классику в классической постановке. Даже если скучно и несовременно, это полезно. Хотя бы для того, чтобы отличать, что такое хорошо и что такое плохо. Балет Большого – это хорошо, это признано всем миром и т. д. Сейчас все ждут, что я скажу, будто балет мне не понравился. Понравился. Но мой испорченный современной культурой мозг не сразу решился это признать. Даже не так: я смотрела с большим удовольствием, но после спектакля не осталось чувства восторга от увиденного, хотя анализ всех составляющих не дал отрицательных результатов, все было на достойном Большого театра уровне.

Однако то ли тот факт, что покупка билетов и выбор спектакля происходили без моего непосредственного участия, то ли «прекрасная» московская погода, то ли места в левой ложе бельэтажа во втором ряду повлияли на мое восприятие, но я не получила истинного удовольствия от увиденного.

Пожалуй, для заинтересованных начну с начала. Мы были на недавно реконструированной сцене Большого. Естественно, что перед началом и в антракте удалось погулять по коридорам и залам театра. Красиво. Много золота и огромных люстр. Есть экспозиция костюмов к разным спектаклям. Почему-то я обратила внимание на их некоторую потертость и поношенность: кое-где торчали нитки и отвалился бисер. И именно этот факт доставил мне наибольшее удовлетворение от просмотра (не только от моих костюмов все отваливается).

Иногда меня постигает удивительное равнодушие к тому, что должно бы вызывать восхищение. А еще я боюсь больших люстр с множеством стеклянных элементов: я не доверяю креплениям, и меня преследует ощущение того, что они неожиданно с грохотом могут свалиться и ранить большое количество народа. Не знаю, откуда взялась эта фобия, но я стараюсь подальше держаться от огромных висящих сооружений.

Как я уже говорила, нам достались места в крайней левой стороне лож бельэтажа, то есть смотрела я сбоку и совсем не видела левый край сцены, то есть самое интересное – укол Принцессы веретеном – я так и пропустила. Так как сидя было совсем ничего не видно, весь спектакль я стояла, облокотившись на разделительный барьер между ложами и вытягивая голову, чтобы посмотреть, что же происходит в углу.

Я давно не смотрела балет «живьем» – в основном по телевизору и чаще какие-нибудь конкурсы, где артисты показывают только па-де-де и сольные вариации, – и совсем забыла, что спектакль – это не только техника исполнения, высокие прыжки и красивые поддержки. Это еще и декорации, костюмы и многое другое, что создает художественное полотно.

Костюмы запомнились больше всего: красивые, цветные, блестящие. Понравилось, что все цвета былиКрасивая сказка (поход в Большой на «Спящую красавицу») пастельных тонов: розовый, голубой, мятный, сиреневый. Это очаровательно, мило и очень красиво. Так как бельэтаж – это невысоко, а левая ложа находится довольно близко к сцене, мне удалось рассмотреть не только покрой костюмов, но и украшения: для каждого костюма был продуман свой оригинальный рисунок. Так, каждая из фей отличается от остальных не только цветом костюма (желтый, красный, голубой, сиреневый), но и орнаментом на нем. Однако наибольшее впечатление произвели костюмы придворных дам и короля с королевой, которые по балетной традиции имели более приближенный к реальности вид платья с кринолином, а не балетную пачку. Вообще, королевская чета, а также придворные кавалеры и дамы занимали мое воображение весь спектакль, ибо я вдруг представила себе неблагодарную работу актеров, их исполнявших. Такие роли – живые декорации: в течение всего спектакля они должны сидеть, обмахиваться веерами и реагировать на то, как танцуют феи на балах. То есть я понимаю, что артисты Большого театра имеют свою градацию и в какой-то момент начинают играть в спектаклях роли, где надо много ходить, сидеть, реагировать на танец других, но почти не танцевать самим (красивый торжественный выход не в счет). Хотя, с другой стороны, думалось мне, они имеют возможность надевать красивейшие бальные платья с перьями на головах.

Сочувствуя придворным дамам, я засматривалась на кордебалет, на слаженность их движений и причудливые фигуры, выстроенные хореографом. Почему-то одним из самых больших впечатлений всего спектакля стал танец с цветами – пожалуй, самый известный музыкальный фрагмент из балета «Спящая красавица». Сам танец был довольно прост. Очарование хореографии придавали дети и цветы. Для меня почти что шоком стал тот факт, что простые танцевальные движения, выполненные синхронно большим количеством исполнителей, смотрятся удивительно органично и очень красиво. Можно долго смотреть на солиста, восхищаясь его прыжками и вращениями, но лишь появляется на сцене большой ансамбль в красивых костюмах и делает относительно несложные движения, как все старания солиста меркнут, а внутри рождается чувство безудержной радости от хоровода цветов и детей в сиренево-бежево-розовых платьях и костюмах.

Композиционно весь спектакль представляет собой три бала: первый – в честь рождения принцессы, второй – в день ее семнадцатилетия, когда она уколола себя веретеном, и третий – после счастливого пробуждения на свадьбе у принцессы и принца. Между тремя балами в начале второго акта есть эпизод охоты Принца и рассказ феи Сирени о Спящей красавице. Этот момент также отложился в моем мозгу, так как я вдруг поняла, как средствами балета (то есть искусства, в котором не задействована речь) можно показать рассказ о событии. В эпизоде задействованы три персонажа: фея Сирени, Принц и Спящая принцесса, одетая в пачку мятного цвета (тогда как уснула она в розовом платье). Кроме этих трех персонажей на сцене присутствует кордебалет в зеленых костюмах. Интересно, что Принцесса почти все время находится на третьем плане, тогда как Принц и фея Сирени – впереди. Таким образом, цвет костюма и место принцессы становятся символами ее незримого присутствия в диалоге феи и принца.

По ходу спектакля ко мне вдруг пришло осознание символичности искусства балета. То есть, конечно, теоретически я знала, что это так, но, как часто бывает, многие вещи не осознаются, не принимаются, не укладываются в голове долгое время, а потом как будто что-то переключается, и теоретическое, поверхностное знание вдруг проникает внутрь и превращается в понимание, а иногда и в чувствование. Я впервые смотрела балет с полным осознанием того, что происходит на сцене. Для меня это был не просто набор красивых движений – это был диалог, это была сказка, которая рассказывалась на языке жестов, которые я понимала.

Сейчас я понимаю, что этот поход на балет после долгого перерыва оказался знаковым для моего восприятия театрального искусства вообще и танца в частности. Однако мне хочется отметить то, что понравилось.

Понравилась злая волшебница в исполнении Алексея Лопаревича. Очень хорошо станцованный, характерный персонаж: крючковатые пальцы, горб на спине, старушечья, ведьминская пластика.

Красивая сказка (поход в Большой на «Спящую красавицу»)

Понравились герои волшебных сказок на балу по поводу чудесного пробуждения: нежная и хрупкая принцесса Флорина (Анастасия Сташкевич) и голубая птица (Артем Овчаренко). Последний гениально высоко прыгал, почти летал в своей вариации в па-де-де. Совершенно по-кошачьи двигались Кот в сапогах и белая кошечка. Развеселила Красная Шапочка в головном уборе, похожем на ингушский курхарс (высокий жесткий колпак, загнутый вперед), которая пряталась от волка за легко передвигающимися на ножках елочками.

«Спящая красавица» в моем восприятии оказалась не только красивой сказкой, но и моментом осознания некоторых сценических принципов. Именно тем пособием по мастерству, каким являются все классические произведения. И именно классические произведения должны присутствовать в нашей жизни.


Елена ШАДЕРМАН

Обязательно загляните сюда:

  • Понедельник – день театральныйПонедельник – день театральный На этой неделе в Общедоступном театре «Периферия» прошел «Театральный понедельник», на котором режиссер и артисты общались со зрителем в новом формате. Нас ожидала читка двух пьес и их […]
  • Театр «Периферия» открыл третий сезон премьеройТеатр «Периферия» открыл третий сезон премьеройВ субботу, 9 сентября, на сцене астраханского Дома актера состоялось открытие третьего сезона Общедоступного театра «Периферия». Зрители увидели премьерный спектакль «Обнимаркет» […]
  • На сцене небольшого театраНа сцене небольшого театраКакие ассоциации у вас рождаются при слове «театр»? Скорее всего вы думаете, что это пыльное и скучное заведение, куда приходят лишь люди за 40 в элегантных костюмах, бальных платьях и […]
  • Утиная неохотаУтиная неохотаЛюблю ли я театр? Да вроде бы люблю. В детстве регулярно смотрел все эти «Цветики-семицветики». Решил тряхнуть стариной и в ближайший выходной сходить в театр. Позвал с собой отца, чтобы […]
  • Очень чеховский ТолстойОчень чеховский Толстой«Семейное счастие» в театре «Мастерская П. Фоменко» Совершенно неожиданно и совершенно бесплатно мне достался билет в театр. Настоящий театр. В […]
  • Кого хочет женщина? Антон Чехов «Без названия. Человеческие сцены»Кого хочет женщина? Антон Чехов «Без названия. Человеческие сцены»Ярославский театр драмы им. Федора Волкова на сцене Театра им. Маяковского Примерно месяц назад мы со студентами читали статью о спектакле «Без названия», поставленном Е. […]

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->