Рабы рекламного труда

     Рабы рекламного трудаРекламные агентства множатся. Разворачиваются. Укрепляют позиции. Демпингуют цены. Реклама в городе пестреет. Тужится, в попытках выплеснуть креатив. А в итоге на рынок выбрасываются вялые сообщения типа: «Стекло ударопрочное. Недорого (дорого). Телефон 00-00-00».

     Творчество заканчивается там, где появляются деньги

     Кто платит, тот и заказывает музыку. Но только не в рекламе! Потому как первое правило рекламной науки звучит так: рекламу заказывает потребитель! На практике заказчики часто (но не всегда) обрекают кампанию по продвижению товара/услуги на убыточность своим самодурством, прихотью, показным всезнайством. А по сути, просто не умеют делегировать полномочия, думая, что лучше них в данном вопросе никто не разбирается. И все интеллигентные намёки типа «да, Иван Иванович, вы первоклассный специалист в производстве дыроколов, но в рекламе-то специалист я!» тщетны.

     «Одна из проблем рекламной отрасли в маленьких городах – это заказчики и их «тараканы», – считает Алёна Филатова (опыт работы дизайнером 4 года). – Почему именно в маленьких? В мегаполисах проще. Там быстрее изживают себя стереотипы, трудятся лучшие кадры.

     Не новость, что реклама как отрасль для России очень молода и работают в ней креативные поколения 20- и 30-летних. Часто возникают ситуации, когда в качестве заказчика выступает некий г-н N почтенного возраста около 50. Директор сталепрокатного-труболитейного завода. Своего рекламного отдела предприятие не имеет, так как никто лучше директора не знает, как строить и вести бизнес. Совковый менталитет не даёт г-ну N перешагнуть через стереотипы, а специалистам рекламного агентства – даже шанса подсказать ему, как планировать рекламную кампанию, ибо яйца курицу не учат!»

     Дизайнера обидеть может каждый

     Дизайнер – такой же специалист в своем деле, как, например, врач. Но врачу пациенты не указывают, как и чем их лечить. А дизайнеру напротив – советуют, перечат, навязывают мнение.

     Отсканированные фотографии из каталогов, которые должны лечь в основу «наружки» – баннера размером 3 на 6 метров. Требование разместить на малиновом фоне оранжево-красный логотип. Уговоры крупным шрифтом выделить слоган «Наш кирпич – самый кирпичестый кирпич в мире!»…

     У каждого дизайнера есть целая копилка историй о взаимоотношениях с заказчиками. Иногда требования по дизайну макетов, выдвигаемые рекламодателем, перечат не только художественным требованиям, но и элементарной логике.

     «Большинство неадеквата в работе дизайнера происходит тогда, когда заказчику лень проверить макет перед печатью, – рассказывает Олег Майсак (опыт работы дизайнером 4 года). – И уже после печати оказывается, что с текстами что-то не так. Таких ситуаций достаточно. Одни заказчики понимают свои ошибки, а другие вешают это на дизайнера. Но самый экстравагантный случай был, когда я делал буклет для одной астраханской компании, производящей профиль ПВХ. Им почему-то не понравился мой первоначальный макет. И руководитель по маркетингу буквально сидела «над душой» и указывала, где ставить всякие «пунктирчики из логотипа», где буковки пожирнее, где красного побольше, ибо «солидно» и т.д. Это было угнетающе, но вспоминать весело. Буклет тогда спасли мои доработки в последний день. Но главное: заказчик ведь довольным остался! Поучаствовал в процессе…

     А вообще, заказчики бывают разные. Некоторые полностью доверяют профессионалам. А некоторые меняют замысел дизайнера до того, что мы именуем «базарным дизайном».

     Что на зеркало пенять?..

     В итоге получается, что астраханская реклама как интеллектуальный продукт развивается медленно. Потому что не может выйти за рамки требований заказчиков, которые опять же создают рекламу своего продукта, придумывая аудиторию, а не учитывая реальные интересы и потребности потребителя. А после запуска рекламного сообщения вопрошают: «Почему же люди-то к нам не тянутся? Реклама, значит, неэффективная?»

     «А в Астрахани разве есть реклама? – удивляется Виталий Федосов (Моко). – Я бы это назвал скорее объявлениями… Рекламный бизнес в Астрахани, безусловно, потихоньку развивается, уже не одно поколение рекламистов выпущено местными вузами, хотя только процентов 30 из них действительно продолжают этот путь. Но эволюция рекламы не зависит только от рекламных специалистов. В этом процессе задействовано много игроков: клиент, его целевая аудитория, рекламные агентства, СМИ т.д. И насколько адекватен и профессионален каждый в этой игре, настолько и эффективен конечный продукт.

     Здесь не идёт речь об общероссийских компаниях и транснациональных корпорациях, рекламные сообщения которых создаются лучшими специалистами (часто иностранными) и по всей стране имеют практически одинаковый вид. Речь о местной рекламе и особенностях её изготовления. Если столичные компании при желании могут обратиться за помощью к заграничным профи, то в провинции – каждый сам себе режиссёр в рекламном конфликте».

     «В глубинке стараются всё решить своими силами, отсюда и проблемы, – поясняет Анна Непомнящая (опыт работы дизайнером 5 лет). – Первая – безграмотность. Либо заказчика, либо исполнителя. Самое страшное, когда и того, и другого. Вторая проблема – это попытка угодить какому-то важному лицу. Будь то опять же заказчик, которому, следуя поговорке, что клиент всегда прав, сделают любую дурость за его же деньги. А бывает и так: мол, завтра на открытии моего магазина будет очень важный чиновник, а ему нравится вот этот цвет; давайте сделаем баннер в таком же тоне (не утрирую, это реальный случай). Получается, реклама, которая вроде нацелена на вкусы и интересы простых потребителей, служит удовлетворению честолюбия потребителей «непростых».

     PRO образование

     А тем временем профессии, связанные с рекламой, становятся всё более популярными в Астрахани. Два вуза готовят специалистов по рекламе, два – маркетологов, один – специалистов по связям с общественностью, два – дизайнеров. Причём даже ссузы выпускают рекламистов и дизайнеров. Какой процент из них работает по специальности? Сейчас уже гораздо больший, чем пару-тройку лет назад. А это положительная тенденция. Например, из прошлогоднего «рекламного» выпуска одного из ведущих вузов более половины группы работает в рекламе. Среди них начальник отдела по печати и дизайну в типографии, менеджеры разных профилей, дизайнеры, маркетолог и копирайтер.

     Итак, куда себя деть дипломированному специалисту по рекламе? Вариантов для трудоустройства в нашем городе сейчас предостаточно. В особенности если сравнить с ситуацией 5–7-летней давности. Во-первых, можно работать в рекламном агентстве, рекламной группе, дизайн-студии – в принципе, занимаются все они одним и тем же. Во-вторых, есть типографии, центры оперативной полиграфии, издательства, печатные предприятия и т.д. В-третьих, рекламно-информационные и рекламные издания. Кроме того, формируются рекламные отделы в различных организациях, начиная от радиостанций и телеканалов и заканчивая строительно-монтажными организациями.

     «По поводу моего личного профессионального опыта. Могу утверждать: работа в рекламном агентстве – это творчество, в типографии – каторга! – рассказывает Алёна Филатова. – В типографиях слишком много рутины: вёрстка книг, однообразные этикетки, допечатная подготовка. Начальство сильно экономит на зарплате и количестве сотрудников, поэтому дизайнеры и заказы от клиентов принимают, и макеты разрабатывают, и корректурой занимаются, и препрессом. Хотя на это нужно минимум 4 человека!»

     Евгений Сладомеков, литературный редактор (опыт работы в СМИ 8 лет): «Верстальщикам и дизайнерам можно посоветовать для начала карьеры федеральные сетевые СМИ. В отличие от местных изданий, консервативно настроенных к дизайну газеты, федеральные холдинги активно используют передовой зарубежный опыт, новые приёмы и тенденции в визуальной подаче материала. Согласитесь, гораздо интереснее заниматься современной вёрсткой, чем верстать местную общественно-политическую газету, дизайн которой не менялся уже несколько десятков лет.

     Куда пойти трудиться людям, желающим работать с рекламой в печатных СМИ? Я бы посоветовал обратить внимание на специализированные рекламные издания. В них лучше всего начинать свой профессиональный путь. Как правило, там более серьёзно относятся к рекламе, так как она является непосредственным источником дохода газеты. Высока вероятность, что вашим руководителем будет профессионал, под началом которого можно вырасти в большого специалиста».

     Но почему тогда люди, решившие посвятить себя рекламе, либо уходят работать в другую сферу, либо уезжают в другой город? Не хотят мириться с трудностями на местах или не видят перспектив?

     «Когда я работал в Астрахани, – рассказывает Виталий Федосов (Моко), – я сталкивался с разными проблемами. Например, низкий уровень оплаты, сжатые сроки, отсутствие хороших менеджеров (именно рекламных), отсутствие руководителей, которые занимаются именно рекламным бизнесом, а не просто зарабатыванием денег, отсутствие других нужных специалистов. Да и рекламных агентств как таковых не было, хотя сейчас вроде уже появились и существуют – это как раз говорит о том, что всё медленно, с запозданием, но движется».

     «Что касается продвижения по карьерной лестнице в рекламном бизнесе в Астрахани, внутри компаний его практически нет, – считает Анна Непомнящая. – Обычно принимают на должность менеджера или дизайнера и на ней держат, так как отдела по рекламе чаще всего нет, и нет иерархии, и, соответственно, высшей должности, на которую ты мог бы претендовать».

     «Карьерный рост возможен, как и везде! – утверждает Олег Майсак. – Если ты предложишь что-то кардинально новое! Но гораздо больше перспектив в городах-миллионниках».

     * * *

     Несмотря на все проблемы, можно считать, что астраханская реклама сейчас в процессе зарождения. В ней появилось место обоснованному креативу и научному подходу. Игроки-любители при своём обывательском подходе к производству рекламы будут рано или поздно вытеснены с рынка. И рано выносить местной рекламе приговор, упрекая в никчёмности, и искать виноватых. Она только развивается.
 

 

Людмила БЕСКОРОВАЙНАЯ,

г. Астрахань,

Южно-Российский гуманитарный институт, V курс, специальность «Реклама»

 

Фото с сайта Advertisings-agency.ru

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Ya

5 комментариев

  1. Интересный, информативно насыщенный материал! Можно немного сократить без ущерба для содержания. А в целом мне очень понравилось

  2. Согласен! Отличный текст! Людмила Бескоровайная, вы же явно публикуетесь ещё где-то, да? Как можно почитать ваши остальные работы?

  3. «ней появилось место обоснованному креативу и научному подходу» ..и радует, что клиенты медленно начинают до него дорастать. Скорее бы уже на помойке оказались статичные рекламные окна с фотками, текстом и приятным голосом, что регулярно НЕ МЕЛЬКАЮТ в наших ТВ-приемниках.

  4. Deus ex machina, некоторые мои работы можно почитать на молоденом сайте astfutur.ru. Просто забейте в поиске мою фамилию:)

  5. Спасибо! Отправляюсь по указанному адресу ))

Добавить комментарий