О чём и как писать начинающему журналисту?

С.Е. Шишкова-ШипуноваО чём писать начинающему журналисту? Как найти свою тему?

     Совсем не обязательно быть в журналистике «узким специалистом». Вы можете и не найти какую-то одну, заветную тему, которую будете потом всю жизнь разрабатывать, как «золотую жилу». Ничего страшного. Большинство журналистов – универсалы, то есть пишут на самые разные темы в зависимости от ситуации и нужд издания, в котором они работают. Быть журналистом-универсалом не менее интересно и почётно, чем журналистом-специалистом в одной какой-то сфере.

     Но как узнать, универсал вы или вам лучше специализироваться на узкой тематике? Путь только один – писать как можно больше и на самые разные темы. Не бойтесь в начале своей журналистской деятельности «попрыгать» из отдела в отдел, от темы к теме, не пренебрегайте никаким из жанров, пробуйте писать и репортажи, и интервью, и очерки, и аналитические статьи, и информационные материалы. Рано или поздно наступит момент, когда вы сами все про себя поймёте, почувствуете: вот это – моё, а это – не моё. Кстати, это и лучший способ убедиться в правильности своего выбора профессии вообще. Не обязательно всё, что вы пишете, будет напечатано; это и не нужно: важен процесс, а результат придет позже.

     Что же касается темы, с которой лучше начинать, тут совет такой. Начать нужно с того, что лучше всего знаешь. С того, о чём можешь высказать своё собственное мнение, с того, в чём ты более или менее разбираешься. Это может быть тема из студенческой жизни или какая-то из молодёжных проблем. В общем, начните с простого, понятного и доступного вам самим. Не пытайтесь сходу браться за «большие» темы. Усложнять задания надо постепенно, переходя, как и в любой другой профессии, от простого к сложному.

     Но кто должен придумывать журналисту темы – он сам или редактор?

     Это не принципиальный вопрос. Профессиональный журналист  должен быть всегда готов выполнить задание редактора, редакции (часто очень срочное). Профессионал тем и отличается от «любителя», что готов и умеет это сделать, не вдаваясь в рассуждения, нравится ему заданная тема или не нравится, хочет он на эту тему писать или не хочет. Если ты профессионал – бери ноги в руки и беги выполнять. Одновременно с этим журналист «вынашивает» собственные темы, которые могут родиться из его личных наблюдений, общения с определённым кругом людей, из личных симпатий и антипатий, интересов и пристрастий, из контактов с читателями т.д.  Разница лишь в том, что «свою» тему можно сколько угодно долго (иногда месяцами) обдумывать, потихоньку накапливая материал, а заданную редактором нужно, как правило, реализовать к какому-то сроку. Одно другому не мешает.

     Вообще же придумывание тем – процесс творческий, и лучше всего, когда в нём участвуют на равных и редактор, и журналисты, когда они, собравшись вместе, обговаривают, обсуждают темы, ведут так называемый «штурм идей», в результате которого рождаются новые интересные предложения. Чьё тут первенство – совершенно неважно, главное – результат.

     Газетные, телевизионные темы рождаются из самой жизни, она постоянно их подсказывает журналистам, надо только уметь улавливать эти подсказки. А для этого необходимо ежедневно отслеживать события, начинать каждый новый день хотя бы с беглого анализа того, что произошло вчера, что происходит сегодня, что может произойти завтра, и в связи со всем этим – что на сегодняшний день больше всего интересует, волнует, беспокоит людей, что для них самое актуальное на данный момент. Отсюда и темы.

     Лучше, когда такой анализ событий и, соответственно, выработка самых актуальных тем происходит коллективно, например, на ежедневной редакционной планёрке.

 Как нужно разрабатывать тему? С чего начинать, чем заканчивать?

     Допустим, у вас задание: написать материал в городскую газету об участии молодёжи в выборах мэра.

     Первый вопрос, который вы должны для себя решить: какие источники информации вам следует привлечь для подготовки этого материала? Очевидно, прежде всего – данные избирательной комиссии о количестве зарегистрированных избирателей в возрасте до 30 лет и о фактическом числе проголосовавших в этой возрастной категории. Хорошо также сравнить эти данные со статистикой прошлых выборов, из чего можно будет сделать вывод о той или иной тенденции (то ли активность молодых избирателей растёт, то ли падает).

     Во-вторых, вам необходимо лично побывать на нескольких (двух-трёх) избирательных участках, где внимательно понаблюдать за процессом голосования и побеседовать с работающими там людьми – членами участковых комиссий, представителями кандидатов.

     В-третьих, вы должны обязательно встретиться и побеседовать с несколькими молодыми людьми (чем больше их будет, тем лучше): как с теми, кто принял участие в голосовании, так и с теми, кто проигнорировал выборы. При этом важно суметь разговорить своих собеседников, вызвать их на откровенность, чтобы уяснить для себя действительные мотивы их поведения. В этом качестве вы смело можете привлечь своих знакомых и друзей, называть которых вовсе не обязательно, но чьё мнение может вам пригодиться.

     Наконец, напитавшись различной информацией, неплохо бы посоветоваться со специалистом, профессионально занимающимся выборами (политологом или социологом), с тем, чтобы он высказал вам по возможности научную точку зрения на проблему и прокомментировал конкретную ситуацию. Не исключено, что в процессе сбора материала у вас родятся собственные «умные мысли».

     Вообще, о сборе информации (безотносительно к той теме, о которой мы здесь говорим) надо ещё сказать следующее. Старайтесь собрать информации несколько больше, чем можете потом использовать в статье. Пусть у вас всегда будет некий запас фактов, это – как запас прочности для вашего материала, особенно, если материал критический. Для чего это нужно? Во-первых, у вас будет выбор, ведь не каждый факт удачно «ложится в строку», что-то приходится и отсеивать. Во-вторых, если после публикации материала у кого-то возникнут к вам вопросы и претензии, и вам придётся доказывать свою правоту (не исключено, что и в суде), неиспользованная фактура вам очень пригодится.

     Небольшое отступление на тему объективности. Это одна из самых острых проблем современной журналистики. Слишком многие материалы страдают тенденциозностью, предвзятостью авторского подхода к проблеме. Добиться объективности на самом деле не так уж и сложно, если только речь не идёт о заведомо «заказном» материале и заведомо ангажированном издании. Это другая проблема – проблема независимости СМИ, о ней мы сейчас не говорим. Мы говорим о том случае, когда автор никем не ангажирован и искренне хочет быть объективным. Очень часто ему мешает стать таковым его собственная… лень, небрежность. Встретился с одним человеком, поговорил и тем ограничился, сел писать. Не удосужившись выяснить иные точки зрения, встретиться с возможными оппонентами, узнать мнение других заинтересованных лиц. Как в суде нельзя вынести приговора, не выслушав обеих сторон (обвинения и защиты), так и в журналистике нельзя базировать публикацию на мнении одной какой-то стороны. Только досконально выяснив все обстоятельства дела, выслушав все точки зрения, собрав и проанализировав все имеющиеся факты, можно приступать к написанию материала и быть более или менее уверенным, что он получится объективным, а не тенденциозным и перекошенным в одну сторону. И что вас не потащат после публикации в суд.

     Но вернёмся к теме выборов. Итак, необходимый материал собран. Следующий этап работы – осмысление, выработка концепции материала. Ведь о выборах пишете не вы один, подобные материалы появляются в ходе избирательной кампании каждый день во всех газетах. И ваш материал не должен повторять другие, а должен нести в себе хотя бы небольшую новую мысль, новую информацию. Собственно, только на этом этапе и происходит окончательное формулирование темы. Чётко сформулированная тема должна, по идее, укладываться в одну фразу, которая, кстати, может послужить заголовком или подзаголовком будущего материала. Это может быть фраза-вопрос, например: «Почему молодые бизнесмены голосуют активнее, чем молодые безработные?». Или фраза-утверждение: «Молодёжь, голосовавшая весной за президента, осенью не пошла голосовать за мэра». Это может быть фраза-призыв: «Голосуй, пока молодой, иначе твою судьбу решат старики!».

     Пока вы не произнесёте про себя такую фразу, являющуюся, по сути, концепцией вашего материала (кратким изложением темы), писать не садитесь. Ходите и думайте.

     Но вот тема окончательно сформулирована, концепция ясна. Пора писать. Вы сидите перед чистым листом бумаги и… не знаете, как начать. Это болезнь очень многих журналистов (в том числе и автора этих строк). Всегда хочется написать материал «на одном дыхании», от первой до последней строчки, но так, к сожалению, почти не бывает. И вот сидишь, переписываешь первый абзац два, пять, десять раз, а время идёт…

     Лишь с опытом приходит понимание, что не надо зацикливаться на первом абзаце. Не идёт? Ну и не надо. Начнём с середины или даже с конца, с любого места. Если вы предварительно хорошо продумали материал, если вам ясно, о чём он, какие мысли вы намерены в нём провести, у вас не будет затруднений в том, чтобы изложить эти мысли не подряд, связным текстом, а отдельными  фрагментами. Скажем, у вас есть запись неплохой беседы с молодым избирателем, не захотевшим голосовать. Напишите этот фрагмент и отложите его в сторонку. У вас есть статистические данные, изложите их двумя абзацами на отдельной странице, можете заодно коротко их прокомментировать. У вас есть мнение политолога, запишите и его отдельно. Наконец, вы уже пришли к каким-то собственным выводам, попробуйте их сформулировать. Можете их даже пронумеровать для себя: вывод 1-й, вывод 2-й и т.д. Цифры потом уберёте, а чётко оформленные выводы останутся.

     Итак, у вас на столе несколько отдельных, никак пока друг с другом не связанных фрагментов текста. Прочтите их подряд в любой последовательности и вы сразу поймёте, что тут просится в начало, а что в концовку, заметите, чего еще не хватает и как можно перетасовать эти отрывки, чтобы не нарушалась логика материала. Теперь вам уже не составит труда свести всё в единый текст.

     Последний этап работы над материалом – саморедактирование. Забудьте, что это вы сами написали, пройдитесь по тексту с придирчивостью постороннего человека, редактора. Уберите длинноты, повторы, неоправданное многословие. Замените самые неудачные слова и фразы. Где-то усильте, где-то смягчите. Другими словами, отшлифуйте свой текст. Не исключено, что придётся и вовсе его переписать от начала до конца. Переписывание, вплоть до полной переделки – явление совершенно нормальное. Это не значит, что у вас не получился материал, это значит, что вы над ним работаете. Недоверие вызывают как раз такие материалы, которые не переделывались, значит над ними мало и плохо работали.

     Достаточно сказать, что текст, который вы сейчас читаете, переделывался не меньше трёх раз. А кажется, что написано легко, не правда ли?

 

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,

журналист, писатель, литературный критик

  

Из пособия для начинающих журналистов

«Курочка Ряба, или Практическая журналистика в вопросах и ответах».

Краснодар: Издание Кубанского государственного университета, 2001

 

      

     От редакции: на дополнительные вопросы, содержащиеся в комментариях, автор обещает ответить по окончании публикации учебного пособия. 

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

5 комментариев

  1. усидчивости и терпения мне как раз очень не хватает.)))

  2. огроменное вам спасибо за такую подробную инструкцию! но вот у меня был такой случай. задали написать срочно статью, а я вот прям как здесь описано долго собиралась, не знала с чего начать и в итоге когда все было написано оказалось, что статья уже просрочена….. ((( как быть когда нужно писать очень быстро? можно ли жертвовать качеством???

  3. А ларчик-то просто открывался! Бывает, сидишь, мудришь, вроде и материала кучу насобирал — а толку… Что писать всё равно не знаешь… Спасибо за эту рубрику!

  4. очень полезная статья!и так все понятно написано…спасибо за информацию))))

  5. Ну, что скажешь… Правильно и нужно… Мне бы такие советы лет этак пятнадцать назад — может и вышел бы толк… Спасибо.)

Добавить комментарий