ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Разговор о литературе«Многие классические произведения литературы имеют продолжения, написанные не их авторами. К примеру, «Унесенные ветром» – «Скарлетт» А. Рипли, «Люди Ретта Батлера» Д. Маккейга. Есть даже продолжение «Войны и мира», в котором Пьер Безухов становится декабристом, а Наташа Ростова едет за ним в Сибирь. Как лично Вы относитесь к такого рода сиквелам и приквелам?» (Женя Киселева, г. Екатеринбург)

Скажу сразу: отношусь резко отрицательно. Почему? Потому что это суррогат. Это паразитирование на чужом труде и таланте (от неспособности придумать свой сюжет, своих героев, а главное – неумения написать так, как уже написал классик). Это покушение на саму художественную ценность классического произведения. Ведь законченность книги – это один из важнейших компонентов его художественного строя. Автор много думает и работает над концовкой своего романа, сводя все линии воедино, завершая свой идейный замысел, оставляя читателя размышлять о прочитанном, переживать определенные чувства от того, чем автор завершил свой роман. В одних случаях мы грустим, печалимся, в других торжествуем, в третьих нам открывается нечто, о чем мы сами не задумывались, не догадывались. Смысл и характер концовки принципиально важен для понимания всего произведения.

Любая попытка «продолжить», объясняя это любовью читателя к героям, их якобы страстным желанием узнать, что было дальше, – это спекуляция, это низведение литературы до уровня «мыльной оперы», в чем истинный ценитель истиной литературы попросту не нуждается. 

Дело ведь не в сюжете, который мог бы длиться нескончаемо (но зачем?), а в том, КАК это написано, какие мысли и чувства пробуждает (а их пробуждает даже короткая новелла, если она написана талантливо). Мне не нужно, чтобы Татьяна вернулась к Онегину, Джульетта выжила, а Маргарита вышла замуж за Мастера. Я люблю классическое произведение таким, каким его написал автор. И если мне грустно расставаться с его героями, я через время возьму и перечитаю эту книгу еще и еще раз. Можно украсть чужих героев, можно продлить чужой сюжет, но никому и никогда еще не удавалось повторить и продлить магию текста, принадлежащего великому писателю, как бы ни пытался кто-то скопировать стиль и язык автора. Истинный талант неподражаем.

Вы спросите: ну а почему же это все-таки делают и зачем такие книги выпускают? Да мало ли чего делают и выпускают! Это все ширпотреб, коммерческое производство на потребу невзыскательной публике, развращенной к тому же телевизионными сериалами. Способ заработать денег и немножко постоять рядом с великими.

Но мы же с вами журналисты. Нас такая литература просто не должна интересовать. Читайте и перечитывайте классику!

Светлана ШИШКОВА-ШИПУНОВА,
журналист, писатель, литературный критик
 

От редакции: вопросы для Светланы Евгеньевны, связанные с современным литературным процессом, вы можете присылать по адресу: redactor@imho-online.ru с пометкой «Для С. Е. Шишковой-Шипуновой».

Обязательно загляните сюда:

  • «Бродячие» сюжеты в литературе«Бродячие» сюжеты в литературе     «В истории литературы на сегодняшний день, как это принято считать, существует 31 сюжет с различными вариациями и переложениями на современную автору […]
  • Как «Русский Букер» опозорилсяКак «Русский Букер» опозорился     «Как вы оцениваете итоги «Русского Букера»  – и книгу, получившую премию, и состояние российской прозы в целом?» (Михаил […]
  • Как добиться успеха в литературе?Как добиться успеха в литературе?     Многие сегодня хотят добиться успеха на литературном поприще. Но что для этого надо, помимо способностей? Как было в начале прошлого века? Все кому не лень […]
  • Литература мельчает?Литература мельчает?     «Литературная форма всё больше мельчает, художественная литература становится похожей на публицистику, подавляющее число людей интересуют малые жанры […]
  • Лёгкое чтиво или «литературные дебри»?Лёгкое чтиво или «литературные дебри»?     «Стоит ли лезть в «литературные дебри» и читать сложные, подчас невозможные для понимания произведения, если лёгкое чтиво захватывает […]
  • Правило 50 страниц: читать или не читать?Правило 50 страниц: читать или не читать?«Недавно услышала о «теории 50 страниц»: если книга не увлекла вас в течение 50 страниц, бросьте её и никогда к ней не возвращайтесь. Так ли это? Должна ли важная, нужная […]

Комментарии

1 Комментарий для этого поста.

  1. EKiseleva в июня 21, 2014 5:21 пп

    Большое спасибо за развёрнутый ответ! Сама считаю точно так же, но хотелось Вашего компетентного мнения (может, я чего не понимаю)).

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->