ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Монастырь Вознесенская Давидова пустынь«От правильного воспитания детей
зависит благосостояние всего народа»

Джон Локк

Мы живем в непростое время. С одной стороны, развитие техники, всевозможные открытия в разных областях науки делают нашу жизнь, несомненно, проще и интереснее; даже маленькие дети без особого труда пользуются мобильной связью и интернетом. Однако, с другой стороны, из-за этого же возникает множество проблем.

В нашем современном мире, когда время не просто бежит, а буквально мчится с бешеной скоростью, нам просто некогда сделать перерыв, задуматься: быть может, мы пропускаем что-то важное. То, что слышали наши предки, когда не было телевизоров, мобильных телефонов, компьютеров и других, казалось бы, необходимых в наше время вещей.

А что случится, если хотя бы на какое-то время остановиться и прислушаться к себе? Может, мы узнаем о себе что-то новое? Может, мы посмотрим по-другому на окружающий мир?

И особенно актуально эти вопросы звучат по отношению к детям. Как быть православному ребенку в социуме? Об этом мы поговорили с педагогом воскресной школы, послушником монастыря Вознесенская Давидова пустынь Максимом Харапутом.

– Максим, вы являетесь педагогом в воскресной школе при монастыре. Как вы считаете, как быть православному ребенку в социуме? Как удержаться от соблазнов?

– Я думаю, нет ни одного человека, в котором не возникал бы маленький бунт. Особенно он проявляется в подростковом периоде. По большей части, это бунт против происходящего вокруг. Человек видит несоответствие со своими идеалами. И его это омрачает, вводит в состояние несогласия. Каждый человек имеет в себе некоторую степень греха. И когда дает расти всему этому, он уже в чем-то соглашается с миром и плывет по течению.

Что же касается современных православных детей, то они растут под надзором родителей, которые и определяют духовное развитие и атмосферу в семье. И когда ребенок начинает чувствовать себя некой белой вороной в школе, у него возникает дилемма: быть как все либо оставаться самим собой. Это основной соблазн, который не дает покоя ребенку. Естественно, до определенного возраста ему хочется быть как все. И как раз справиться с этим ему помогает маленькое чувство бунта, которое сохраняет его пространство непоколебимым. Это – начало внутреннего стержня. Если человек не имеет этого стержня, то есть он как-то прячется, маскируется под всех либо он уже как все, а дома ведет себя так, как хотели бы родители (что гораздо хуже), то в жизни он будет выживать в любых условиях, но его личность просто растворится.

– А кто приводит детей к вам на занятия – мамы, папы?

– И те и другие. Папы у нас тоже очень активные есть.

– Вы проводите какие-то беседы с родителями?

– Иеродиакон Алексий (Оболенский) проводит с родителями специальный урок по поведению в храме, по службам.

– В воскресной школе вы ведете музыкальные занятия; там есть даже свой детский оркестр. Расскажите немного об этом.

– Мой оркестр не имеет границ – ни стилевых, ни инструментальных. Используются и народные инструменты, и эстрадные. Идея оркестра – научиться слушать друг друга, находить свое место в звучании, дожидаться паузы.

Умение слушать в современном обществе катастрофически необходимо. Потому что сейчас люди по большей части солируют. Если посмотреть, к примеру, на группу молодых людей, они часто что-то одновременно кричат друг другу. Никакого диалога не происходит. Происходят одновременные монологи.

Я обратил внимание, что самое трудное для детей в оркестре – выдержать паузу. Это самое сложное место в партии. Пауза – это момент осознания. И если мы научимся делать такую паузу внутри, осознавать всё происходящее, то услышим, что говорит наше сердце.

Послушник монастыря Вознесенская Давидова пустынь Максим Харапут со своим оркестром

Беседовала Любовь ЧЕРЕНКОВА

Фото с сайта монастыря Вознесенская Давидова пустынь (Davidova-pustyn.ru)
и из личного архива Максима Харапута

Обязательно загляните сюда:

  • ГосударственныйГосударственныйДетство... Была зима, мы играли в хоккей и дружно отколотили долговязого паренька клюшками за попытку познакомиться. Правда, это действо стерлось из моей памяти, не помню – и всё тут. […]
  • Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?Ответственность за воспитание в детях веры в Бога всегда лежала на семье, на родителях, на дедушках и бабушках. Именно в семье зарождаются первые шаги к религии. Семья – это малый храм, […]
  • СонСон     Ей снова снился тот сон. Много-много солнца, тепла, света. Детский смех, такой знакомый и весёлый, и радостный крик «Мама! Мама!». В последнее […]
  • Недетские игрыНедетские игры     Как часто безобидная шалость приводит к настоящей трагедии, а мы до поры до времени не придаём этому значения. Вот, например, мальчишки по-настоящему […]
  • Да возродятся поруганные святыни!Да возродятся поруганные святыни!                  ИМХО-online.ru представляет вашему вниманию студенческий проект, разработанный в […]
  • Лишнего не надоЛишнего не надоТы познаёшь первое несчастье ещё в глубоком младенчестве, когда тебя вынимают из утробы матери. Твой плач свидетельствует об этом. Дело в том, что тебе открывается новый мир, который […]

Комментарии

8 комментариев для этого поста.

  1. Maskot в января 10, 2015 2:01 пп

    Уважаемая Любовь, мой комментарий будет довольно обширным, поскольку у меня множество вопросов и претензий к Вашему тексту, но ведь для того вы все сюда и приходите – за советом, да? (Лично я искренне в этом уверен.)

    Итак, первая фраза – это то, что стоит на третьем месте в рейтинге привлечения внимания читателя (на первых двух – фото и заголовок). Что мы видим в Вашем интервью? «Мы живем в непростое время». А оно бывает простым? Эти слова мог сказать и австралопитек (если б умел говорить), и Рюрик, и крестьянин Петровской эпохи, и Ваши дедушка и папа.

    Далее идет обширный пассаж про технику и технологии, которые как помогают, так и мешают. Из-за них мы теряем что-то важное и бла-бла-бла. Подробно об этом я говорить не хочу. Если интересно, прочтите мой же комментарий к тексту «Они изменили нашу жизнь, но в какую сторону?» (на него, кстати, сделала ссылку из Вашего интервью редактор, верно уловив схожесть оного с Вашим вступлением).

    Потом Вы ни с того ни с сего задаётесь вопросом «Как быть православному ребенку в социуме?». Я сказал ни с того ни с сего, потому что вступление-то совершенно о другом. И этот же вопрос Вы первым задаёте своему герою. Это уже тавтология: не стоит дважды говорить об одном и том же в пределах одного текста.

    Мне искренне хотелось, чтобы Максим (кстати, а к послушникам не обращаются как-то по-особенному? Просто по имени, да?) ответил Вам, что нет никакой разницы между православным и каким-либо другим ребёнком – всех их подстерегают одинаковые соблазны и трудности. Жаль, что он этого не сказал. А ведь его ответ можно было бы отнести ко всем детям без исключения. Мне также не очень понятно, что уж такого плохого в том, чтобы «быть как все». Все остальные (не православные) дети что – курят, пьют, нюхают, матерятся? Да вроде нет, дети атеистов (мои, например) иногда тоже бывают вполне приличными людьми. Видимо, речь шла о конформизме, но из того, что я прочитал, этого не следует. То ли герой Вам так путано ответил, то ли Вы его ответ так обработали.

    Очень понравился последний ответ Максима. Вы правильно сделали, что вынесли фразу из него в заголовок.

    Думаю, о соответствии Вашего материала жанру и его журналистской составляющей лучше скажет редактор. А я заканчиваю свой и без того затянувшийся коммент и – если есть желание – приглашаю Вас, Любовь, к диалогу.

  2. Любовь Черенкова в января 10, 2015 3:05 пп

    Благодарю Вас за комментарий. Я, скорее, журналист-любитель, и специализированный факультет не заканчивала, поэтому Ваши советы мне помогут в дальнейшем.

  3. Maskot в января 10, 2015 9:07 пп

    Любовь, большинство здешних авторов не оканчивали специализированные факультеты, и это не страшно: быть журналистом без диплома — можно, без знаний, образования — нет. Но я в основном коснулся идейной, а не журналистской составляющей. По поводу собственно интервью могу лишь заметить, что оно не производит впечатление живой беседы — скорее анкетирования. Вы отправляли Максиму вопросы по электронной почте, и он так же прислал Вам ответы, да?

  4. Любовь Черенкова в января 10, 2015 9:24 пп

    Уважаемый оппонент (к сожалению, не имею чести знать Вашего имени, в отличие от Вас), беседовала я лично, но были определенные нюансы. Если Вам интересно, то со своими замечаниями и вопросами можете обратиться на мою почту. Контакты на моем сайте http://www.lyubov-cherenkova.ru

  5. Maskot в января 10, 2015 10:21 пп

    Имя мое не имеет никакого значения, но если Вам это так важно, пусть будет Александр. Если бы Вы прислали статью в мой журнал, я бы, без сомнения, обсуждал ее с Вами приватно. Но поскольку это публичный учебный сайт, думаю, уместнее вести открытую дискуссию. Хотя какая там дискуссия — у нас пока простой человеческий разговор.

  6. Lady Godiva в января 10, 2015 10:41 пп

    Когда-то много лет назад мы с подругой наткнулись в магазине на книгу с названием «Как жить, когда тебе 12?». Очень смеялись. Теперь я понимаю, что книга, конечно, была вовсе не смешной, скорее всего о проблемах подростков. Но ее заглавие у нас стало нарицательным — для обозначения каких-то незначительных или надуманных проблем, подаваемых с подчеркнутым пафосом. До сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю. К чему я это говорю? К тому, что вопрос «Как быть православному ребенку в социуме?» представляется мне именно надуманным. Соглашусь с Maskot: чем принципиально отличаются проблемы православных детей от проблем любых других чад? Они же не подвергаются гонениям как религиозные меньшинства, в конце концов. Да и слово «социум» — какое-то слишком книжное. Оно больше подойдет для научной статьи, нежели журналистского текста.

    Вообще, мне тоже показалось, что интервью взято заочно: вопросов мало, они не вытекают один из другого, автор не пытается ухватится за интересные подробности, чтобы продолжить разговор. Может, Вы, Любовь, сильно сократили первоначальный тест?

    Отдельных слов заслуживает введение. Оно словно притянуто за уши к «телу» интервью, почти никак с ним тематически не связано и занимает чуть ли не такую же площадь, как собственно беседа. Да, написание подводки к интервью часто вызывает сложности. Но если нет каких-то особых поводов и лид (первый абзац) не придумывается сам собой, лучше не мудрить.

    А в целом приятное впечатление осталось после чтения текста. И симпатия к герою, хотя я во многом бы с ним подискутировала. Спасибо!

    P. S. Меня зовут Анастасия 🙂

  7. Любовь Черенкова в января 11, 2015 9:08 дп

    Вы правы, Анастасия, интервью я сокращала ( по своим, разумеется, соображениям). Возможно, получилось несколько «коряво», но если бы я умела писать профессионально журналистские статьи, меня бы здесь и не было.

  8. Маришка в января 19, 2015 11:44 дп

    я не знаю, какие причины побудили автора сократить первоначальный текст интервью, но то, что оно теперь выглядит несколько куце — это факт. возможно, стоило поточнее определиться с аудиторией, которой адресован данный материал. если это родители, которые хотят отдать своих чад в воскресную школу, можно было побольше расспросить о собственно занятиях и о том, почему теперь, когда церкви перестали владеть монополией на образование, многие все равно приводят сюда детей. если же текст адресован более широкой и разношерстной публике, стоило добавить полемичности, общефилософских вопросов. это всего лишь мое скромное имхо, я даже не журналист, а простой читатель)) с праздником всех верующих, кстати!

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->