ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Кого достал Достоевский?В год литературы мы задались вопросами, читает ли современная молодежь классику и почему нет

«Сколько бреда-то написал! Рука не отсохла?», «Парень, иди лучше пива попей» – это самые безобидные комментарии, которые читатели одного популярного поэтического сайта оставили к произведениям Александра Введенского, искренне считая его своим современником. Во многом предвосхитивший появление театра абсурда, обэриут Введенский погиб еще в 1941 году. Неизвестный поклонник творчества «авто-ритета бессмыслицы» (как называл себя сам поэт) просто решил заняться его популяризацией в сети – и вот что из этого вышло.

Положим, имя Введенского действительно известно в основном специалистам. Но уж Есенина и Ахматову, казалось бы, знают все. Между тем и на их «личных» страничках встречаются отзывы типа «Классно пишете! Может, в вотсапе сконнектимся?» или «Ниасилил! Аффтар, убейся ап стену!».

Современные подростки зачастую даже не слышали о тех авторах, чьи произведения их дедушки-бабушки, а то и родители читали из-под полы и переписывали от руки. Молодежь в СССР объективно больше читала – и, конечно, не только диссидентов, но и «правильных» советских писателей, на чьих героев в буквальном смысле равнялись. «В Отечественную войну была такая героиня – Зоя Космодемьянская, о которой сегодняшняя молодежь мало что знает, но люди старших поколений хорошо помнят эту трагическую историю. Так вот, когда Зою схватили, она назвалась Таней. Конечно, не в честь Татьяны Лариной, а потому, что в школе прочла про Таню Соломаху. Была такая героиня гражданской войны, тоже погибшая мученической смертью, – рассказывает писатель и литературный критик Светлана Шишкова-Шипунова. – Разумеется, нет ничего хорошего в том, что девушки погибали мученической смертью с именем литературных героев на устах. Но это было. Это исторический факт». А какие литературные ориентиры у нынешней молодежи, путающей Гоголя с Гуглом, а фамилию Достоевский использующей исключительно для обозначения надоедливого человека? Тут уж если осилил «Сумерки» или «Голодные игры» в печатном варианте, уже молодец.

В чём же причина такого печального положения дел? Не в сокращении ли школьных часов по литературе? «В 11 классе у нас было три урока литературы в неделю, и сказать, что это мало, значит не сказать ничего, – рассказывает выпускница студии «Литер@», а ныне студентка МГИМО Ольга Мартынова. – Большая часть моих ровесников просто не открывали классиков, а предпочитали первоисточнику краткое изложение: философские рассуждения писателей наводили на них скуку. Мы больше не пытаемся думать во время чтения, да и читаем-то не особо внимательно. Например, в сочинении по роману Гончарова «Обломов» одноклассник назвал Илью Ильича Оломовым. Описка? Нет. Бедный Обломов и дальше фигурировал в работе под этим сценическим псевдонимом».

«Может быть, кому-то в минобрнауки литература представляется отжившим рудиментом, непригодным для современной жизни со всевозможными электронными книгами и гаджетами? – размышляет студентка иняза АГУ Владислава Болдырева, получившая высший балл при сдаче ЕГЭ по этой дисциплине. – В этом случае, на мой взгляд, необходимо пересмотреть сам подход к преподаванию. Возможно, какие-то произведения, не представляющие актуальности сегодня, можно исключить, какие-то, наоборот, добавить. В любом случае всё упирается в реформирование программы, но никак не в сокращение часов и уж тем более не в отмену предмета. Литература учит мыслить, сомневаться, задавать вопросы, дискутировать, делать выводы, познавать себя и окружающих. Нетрудно представить, каких выпускников мы получим, если ученики перестанут читать шедевры мировой литературы».

Впрочем, даже добросовестное прочтение произведений далеко не всегда залог их адекватного понимания. «Сами учителя говорят: «Я знаю, что литература никогда в жизни вам не пригодится». И заставляют читать для галочки. Так школьники и остаются с убеждением, что Обломов – этоЧитай книги - будь Личностью! лежебока, а роман посвящен проблеме лени, что Печорин – эгоист, и Лермонтов писал о том, как плохо быть эгоистом, – говорит репетитор Екатерина Дубошина, готовящая учеников к экзаменам по русскому языку и литературе. – А ведь литература поднимает вопросы поиска смысла жизни, проблему совести и т. д. Там нужно не вешать ярлыки, а учить мыслить, рассуждать, искать».

Однако утверждать, что молодые люди читают классику только из-под палки, неправильно. Опрос, проведенный на нашем сайте, например, показал, что Толстого, Ремарка, Шолохова, Бальзака многие не торопятся сбрасывать с парохода современности. Но опрашивались все-таки будущие журналисты – люди пишущие, а значит (хочется верить), априори читающие…

Деятели культуры и искусства ломают головы, как вернуть молодежи книгу. Осовременивают классику. Организуют литературные квесты. Помнится, издательство «Эксмо» несколько лет назад даже запустило целую кампанию, призванную привлечь «внимание молодежи к чтению книг как к необходимой составляющей на пути к развитию и самореализации». С баннеров Антон Камолов возвещает, что вчера проснулся в обнимку с «Тремя сестрами», а Ксения Собчак признается, что ночь с «Мартином Иденом» была незабываема. Что ж, может, и правда для благой цели все средства хороши.

Анна КОЧЕРГИНА,
ИМХО, главный редактор сайта

Иллюстрации с сайтов Walls.com.ua и Kulturologia.ru

Обязательно загляните сюда:

  • Книги и подростки: друзья или враги?Книги и подростки: друзья или враги?Многие наверняка слышали про стереотипы о нелюбви подростков к чтению: мол, молодежь у нас нечитающая, вот мы в их возрасте… Но так ли это? Действительно ли молодое поколение столь […]
  • ПризывПризывЧеловеческая сущность такова, что пока проблема не обратит на себя внимание, вызвав резонанс с обществе каким-либо прецедентом, её никто не будет решать. В последнее время я видела очень […]
  • Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколенияКниги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколенияПовсюду каждодневно твердят, что на сегодняшний день одной из основных проблем стала потеря интереса к чтению. Подрастающее поколение всё реже берется за книги, всё реже увлекается […]
  • Почему необходимо читать художественную литературуПочему необходимо читать художественную литературуИ, может быть, стоит задуматься об изменении школьной программы? От редакции: пожалуй, ни одна школьная дисциплина не вызывает столько споров, как литература. Начало нового учебного года […]
  • Экстремизм во имя толерантностиЭкстремизм во имя толерантностиСеанс чёрной магии с последующим разоблачением Часть 1. Николай Сванидзе, как человек потомственно близкий к власти, имел честь беседовать с Дмитрием Анатольевичем, что привело к […]
  • БудущееБудущееЧеловека уже ничего не удивляет. Прочитал в социальной сети, что с 2013 года среднее образование станет платным. Ха, да я отучился – и слава богу. Ты отучился. Для чего? Для […]

Комментарии

1 Комментарий для этого поста.

  1. Vladimir в января 28, 2015 10:52 пп

    Спасибо за статью автору! Но мне все-таки кажется, что проблема не в современной молодежи, а в преподавателях. Нельзя заставлять людей читать, а нужно прививать им хороший вкус. Причем с детства. Расскажу на личном примере. В 8 классе на летних каникулах решил прочитать «Матренин двор» Солженицына, рекомендованного по списку литературы. На первом сентябрьском уроке русского языка и литературы прозвучал вопрос: что мы прочитали за лето. Дойдя до меня и услышав об указанном произведении, преподаватель сразу же спросил: какова главная социальная проблема произведения? После моего ответа, который разумеется был неправильным, последовал ответ, что я не читал, а если и читал, то не усвоил произведение. Признаюсь с тех пор я не брал в руки книги Солженицына. Пропало желание.
    На мой взгляд, все что сегодня нужно литературе — учителя. Учителя, которые будут чему-то учить, а не требовать. Литература — отчасти образ мысли, который все чаще пытаются загонять под шаблоны. Возможно избегая этих ошибок, удастся пробудить в детях что-то творческое, самостоятельное.
    Ну и самое главное это планомерное развитие. Восходить надо от детских сказок к романам Толстого, а не следовать учебным планам. Если человеку будет интересно чтение, он прочтет «Войну и мир» и даже «Преступление и наказание», но в школы нужно подбирать интересный материал. Интересный не только в плане сюжета, но и в своей литературной ценности. Благо таких произведений в нашей культуре достаточно.

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->