Пятый региональный конкурс для начинающих филологов и журналистов «Литер@»

litera5Дорогие друзья!

У нас радостная новость! После годовой паузы сайт ИМХО-online.ru и Дом-музей Велимира Хлебникова вновь объявляют Региональный конкурс для начинающих филологов и журналистов «Литер@» – уже пятый по счету.

Участниками конкурса могут стать обучающиеся средних общеобразовательных учреждений (8–11 кл.) и учреждений среднего профессионального образования г. Астрахани и области.

Конкурс «Литера@» состоит из двух туров. Для участия в I туре (заочном) необходимо выполнить задания, размещенные на нашем сайте (см. ниже). Сроки выполнения – с 16 марта по 20 апреля 2015 года. Победители I тура приглашаются к участию во II туре (очном).

Ответы принимаются по электронной почте redactor@imho-online.ru до 20 апреля 2015 года включительно.

В письме, помимо выполненных заданий, должна обязательно содержаться заполненная заявка (бланк заявки можно скачать здесь).

Обратите внимание: работы проходят проверку системой «Антиплагиат», поэтому советуем не злоупотреблять интернет-источниками и самостоятельно перерабатывать заимствованную из них информацию.

Все участники конкурса, прошедшие во II тур, получат благодарственные письма. Победители будут награждены почетными грамотами, памятными подарками и экскурсионными путевками.

Контактная информация:

Тел: (8512) 51-64-96 – Кузовлева Ольга Олеговна

 Задания I тура

1. Арестантами Бастилии были не только люди. Однажды в тюрьму заключили… книгу. Что это была за «узница» и в чем она обвинялась?

2. Перечислите как можно больше героев русской литературы по имени Елизавета и Евгений. Укажите названия произведений, где они действуют.

3. Прочитайте отрывок из рассказа Т. Толстой «Сюжет»:

«Пушкину грезятся огни, стрельба, крики, Полтавский бой, ущелья Кавказа, поросшие мелким и жестким кустарником, один в вышине, топот медных копыт, карла в красном колпаке, Грибоедовская телега, ему мерещится прохлада пятигорских журчащих вод – кто-то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто-то падает, подстреленный, на лужайке, среди кавказских кустиков, мушмулы и каперсов; это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская луна льет печальный свет на печальные поляны, поросшие развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, – тварь дрожащая или право имеет? – переламывает над его головой зеленую палочку – гражданская казнь; что ты шьешь, калмычка? – Портка. – Кому? – Себя. Еще ты дремлешь, друг прелестный? Не спи, вставай, кудрявая! Бессмысленный и беспощадный мужичок, наклонившись, что-то делает с железом, и свеча, при которой Пушкин, трепеща и проклиная, с отвращением читает полную обмана жизнь свою, колеблется на ветру. Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит он, – ибо я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть. Встал, жену убил, сонных зарубил своих малюток. Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими сброшенное тело. Дневник писателя. Записки сумасшедшего. Записки  из Мертвого дома. Ученые записки Географического общества. Я синим пламенем пройду в душе народа, я красным пламенем пройду по городам. Рыбки плавают в кармане, впереди неясен путь. Что ты там строишь, кому? Это, барин, дом  казенный, Александровский централ. И музыка, музыка, музыка вплетается в пенье мое. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Еду ли ночью по улице темной, то в кибитке, то в карете, то в вагоне из-под устриц, шсрыеукиу, – не тот это город, и полночь не та. Много разбойники пролили крови честных христиан! Конь, голубчик, послушай меня… Р, О, С, – нет, я букв не различаю… И понял вдруг, что я в аду».

Перечислите произведения, из которых автор заимствует цитатный материал, и упоминаемые аллюзии на известные события. Как называется такой прием построения текста в поэзии?

4. По мнению писателя и журналиста Дмитрия Быкова, все герои романа Гончарова «Обломов» носят говорящие фамилии. «Расшифруйте» значение фамилий Обломов, Штольц, Ильинская, Тарантьев, Судьбинский, Пенкин, Пшеницына. Возможно, предложите свои варианты толкования.

5. Какие произведения Велимир Хлебников написал в Астрахани, в квартире родителей поэта, где сейчас находится музей его имени?

6. Сколько знаменитых Толстых и Некрасовых было в русской литературе? Назовите их основные произведения.

7. Каких будущих героев русской литературы «угадал» Гоголь в Костанжогло, Уленьке, Тентетникове, вскользь упоминаемом студенте, не кончившем курса (второй том «Мертвых душ»)?

8. Прочитайте отрывок из романа Владимира Максимова «Семь дней творения»:

«Впереди Василия стояла женщина в берете и темном шелковом платье, отороченном по воротникуубористыми кружевами: затерянный остров строгой тишины в горестном море сумятицы. Было что-то от иконы в ее простой и величавой законченности. Она спокойно оглядывала зал большими выпуклыми глазами, но в их, казалось бы, навсегда устоявшейся невозмутимости таилось что-то такое, от чего охотников заговаривать с ней находилось мало.

Только соседка женщины по очереди – испитая пигалица в мужском пиджаке,– бегло стреляя по сторонам оголтелыми глазами, верещала рядом с ней:

– Вот попал, черт шелудивый, а я с тремя живи,– и все колготят: хлеба! И иде я его возьму, хлеба-то? Жилы они из меня все вытянули. А я ведь и не в летах вовсе.

Мелкое, опущенное книзу лицо ее напряглось, жилы на птичьей шее вздулись, и можно было подумать, что их из нее действительно долго и старательно вытягивали.

Женщина в берете сказала вполголоса:

– Зачем вы? Не надо. Им там еще тяжелее.

Но та словно только и ждала ответного слова, чтобы дать волю источавшей ее, как ржа бросовое железо, злости:

– Вам оно, конечно, что! В шелках ходить – не волком выть. Руки вон какие непочатые. А вы в мою шкуру влезьте, не таким голосом запоете. Вашим-то и сидеть не в тяжесть – за свое грызетесь, а мой зачем полез?.. Сладкой жизни захотелось? А она была, да вся вышла…

Соседка коротко, но круто оборвала ее:

– Квартира моя опечатана. Я ночую у знакомых. Так что это платье на мне – единственное… И потом, неужели и в беде вы не можете забыть, у кого чего больше… Тогда лучше и не жить вовсе.

– С капиталом-то…
 
– У меня нет капитала, – внятно сказала женщина в берете, – я – поэт.

– Чтой-то, – растерянно пошарила по ней глазами баба, – это – как?

– Я слагаю стихи, – объяснила женщина и умолкла, и выпуклые глаза ее тронула усталость. – Извините.

– А! – вроде разочарованно протянула пигалица, но когда смысл сказанного, наконец, дошел до нее, она снова встрепенулась и, неожиданно потемнев, просто, без прежнего раздражения спросила:

– А про это вот можете?

Прежде, чем ответить, женщина медленно провела рукой по лицу, будто снимая с него невидимый никому покров, и лишь после этого тихо и просто ответила:

– Могу.

И столько вдумчивой уверенности было в ее голосе, столько внутреннего проникновения, что она сразу же словно огородила себя от царившей вокруг суеты, и все рядом с ней отрешенно затихли, глядя на нее как бы с другого берега».

Определите время и место действия. С каким другим произведением русской литературы «рифмуется» эта сюжетная ситуация? Как называется такой прием построения художественного текста?

9. С каким историческим лицом сравнивал себя Велимир Хлебников по принципу противопоставления? Назовите произведения поэта, в которых фигурирует этот человек.

10. Сегодня многие СМИ злоупотребляют иноязычными словами, имеющими абсолютные русские синонимы. Попробуйте отредактировать фразу из вымышленного интервью, избавив его от варваризмов и не нарушив при этом общий смысл:

«Являясь хедлайнером тотального лейбла постсоветской фанк-культуры, чувствуете ли вы гражданскую составляющую доминантного статуса поп-идола, заведомо пролонгированный телевизионным эфиром и навязанный зрителю жесткой ротацией истеблишмента?»

11. По вашему мнению, справедливо ли, что одна из самых престижных премий в области журналистики носит имя Дж. Пулицера? Ответ аргументируйте (не более 5 предложений).

12. В какой газете в разное время работали Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров?

13. Выберите любую знаменитость настоящего или прошлого и придумайте 10 вопросов к интервью с ней.

14. Имя этого английского писателя и журналиста запечатлено в протоколах и архивах таких лондонских тюрем, как Ньюгейт, Ньюджейл, Кэмптер, Сэрей-хауз и др. В одних он оказывался «жильцом», в других побывал в поисках материала. Также этот человек не раз выставлялся к позорному столбу. О ком идет речь? Перечислите его самые известные памфлеты.

15. Придумайте подпись к фотографии (оценивается чувство юмора и владение общественно-политическим контекстом).

Обама и карта мира
 

Желаем удачи!

Обязательно загляните сюда:

Вам также может понравиться

Об авторе Анна Идиатулина

Добавить комментарий