ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

О.А. Халифаева     На вопросы, связанные с психологией творчества, отвечает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского госуниверситета Ольга Алексеевна Халифаева.

    

     – Ольга Алексеевна, вы специалист в области психологии творчества, автор одноимённого учебного пособия, не имеющего аналогов. Ответьте, пожалуйста, прежде всего на такой вопрос: правомерно ли употреблять слова «творчество» и «креативность» как синонимы?

 

     – Я веду психологию творчества у студентов педагогических специальностей, и с первых же занятий мы разбираем, что такое творчество и креативность: синонимы ли это, или совершенно разные понятия, или же одно из них – всего лишь составная часть другого. Креативность – слово, пришедшее с Запада. Оно образовано от английского «create» – «создавать». Зарубежные исследователи подразумевают под креативностью именно создание чего-то нового, оригинального, неожиданного. Наши учёные, перенося понятие на отечественную почву, решили, что оно означает то же самое, что и творчество. Между тем креативность – это индивидуализированное свойство личности, присущее любому возрасту и любому человеку. Её можно развивать и в пять лет, и в двадцать, и в сорок. Это совсем не то, что мы подразумеваем под творчеством в глобальном смысле (картины известных художников, стихи Пушкина и так далее). Пришла домой – а там созданный тобой неповторимый интерьер; или ты вдруг придумала какое-то оригинальное украшение на сумку – это моё представление креативности. Но в общемировом масштабе подобное вряд ли имеет значение, и цивилизация не будет сто лет тебя за это помнить.

     Иными словами, креативность присуща всем, а творчество – только избранным?

     – В самых общих чертах – да, именно так. Поэтому я и говорю о необходимости разведения понятий.

     И как студенты реагируют, узнав, что, оказывается, все они креативны от природы?

     – Как правило, поначалу у них проявляется боязнь социальной оценки: «Да что я могу? Да у меня ничего не получается!» Кто-то в чём-то пробует себя – естественно, не всё сразу же гладко выходит – возникают мысли: «А зачем мне это надо?» Бывает, и друзья оказывают «медвежью услугу» – советуют: «Да брось ты заниматься этой ерундой!» Но когда студенты видят, что я не ругаю их за неудачи, не ставлю плохих«Творчество – это взлёты и падения» (работа студента) оценок… (Открывает папку с необычными рисунками, фотографиями, стихотворениями). Вот что они приносят на заключительное занятие. Это итоговые работы на тему: «Моё представление творчества». Они же просто необыкновенны!

     Действительно, никогда ничего подобного не видела…

     – Жаль, что психология творчества включена в учебный план лишь на пятом курсе. По-хорошему, её надо вводить уже на первом. Да и вообще, наша система образования мало способствует развитию творческих способностей. В основном, всё ориентировано на предоставление и проверку знаний. А на том же Западе дети с самого начала получают возможность заниматься тем, чем хочется. Им, конечно, дают общие знания по основным предметам, но потом идёт специализация. А у нас даже в университетах продолжают пичкать ненужными сведениями – и в итоге человек начинает самореализовываться в лучшем случае только начав работать. Да, можно углубленно изучать физику или химию, но в рамках факультативов или спецкурсов: хочу я этим заниматься – занимаюсь, не хочу – увольте.

     А не порождает ли это другую проблему: в своей области я дока, а в других не понимаю элементарных вещей? Да ещё и сужу обо всём только со своей колокольни… Кажется, это называется «профессиональный кретинизм».

     – Да, может случиться и так. Но человек ведь не в состоянии знать всё обо всём. Надо давать какой-то обязательный минимум. А мы с чем сталкиваемся? – каждый педагог считает, что его предмет самый главный, и тянет одеяло на себя! Я с содроганием вспоминаю алгебру в школе и высшую математику в институте. Где я сейчас применяю все эти логарифмы, тангенсы-котангенсы? – они совершенно не пригодились мне в жизни. Ещё один минус нашей образовательной системы – противоречивость: с одной стороны, мы твердим, что надо развивать творческие способности детей, а с другой – вводим тесты, жёстко ограничивающие учеников, лишающие их права на свободный ответ.

     Значит, ключевое слово – «свобода», да?

     – Конечно. У детей (особенно дошкольного возраста) неконтролируемое сознание. Почему они рисуют не на листе бумаги, а на обоях или на полу? – они пока не могут контролировать свои действия. Не нужно их ограничивать. Приведу пример. Моя тётя ничего не запрещала своей дочери: хочешь рисовать – рисуй (даже на обоях), хочешь лепить – пожалуйста, лепи. Создавала ей все условия, и это принесло свои плоды. Сейчас моя двоюродная сестра учится на психолога, уже успела окончить музыкальную школу, художественную. Прекрасно вяжет, шьёт, занимается бисероплетением. Та свобода, которую ей предоставили в детстве, дала мощный толчок к развитию креативности.

     Это прекрасно, но детском саду или в школе не очень-то обрадуются «рисовальщику на обоях»…

     – Мы опять вернулись к тому, о чём уже говорили: надо реформировать систему образования.

     Не приведёт ли эта свобода к вседозволенности? Как найти пресловутую золотую середину?

     – Важное место тут отводится педагогу. Это должен быть профессионал, направляющий ребёнка; позволяющий, а не вседозволяющий. На педагога (как и на родителей) возлагается ещё одна значимая роль – вовремя заметить, к чему у малыша есть склонность, и поощрять его занятия этим делом. И тогда задатки, возможно, разовьются в способности, а то и в талант.

     Художник Лев Токмаков говорил, что гадать по детским рисункам, станет ли их автор художником или нет, – всё равно что по молочным зубам пытаться определить, где через 10 лет придётся ставить пломбы: зубы-то будут уже не те. А из ваших слов выходит, что можно заранее предсказать, кто вырастет из ребёнка?

     – Да. Я не согласна с высказыванием Токмакова. С малых лет видно, у кого из детей развито чувство ритма, кто обладаем прекрасным слухом или хорошо танцует. Более того: можно даже предположить, «Творчество как полёт бабочки: невесомое и яркое» (работа студента)какую профессию ребёнок выберет себе в будущем. Я, например, сколько себя помню, всегда играла в школу. Сейчас наблюдаю за своим пятилетним сыном – он всем другим играм предпочитает машинки. Кто-то из его сверстников перевоплощается в Человека-паука, кто-то увлечён трансформерами – ему всё это безразлично. Наверное, его работа будет каким-то образом связана с автомобилями.

     А как быть, если ребёнок рисует, пытается писать стихи, рассказы и всерьёз говорит о том, что хочет связать жизнь с этой деятельностью, но родителям кажется, что всё это у него не очень хорошо получается? Указать на промахи, посоветовать «не заниматься ерундой» или не вмешиваться?

     Как уже говорилось, нужно дать ребёнку возможность заниматься всем, чем он хочет. Дети сами понимают, что именно у них не получается, и постепенно уходят от этого. Оценивать работы ребёнка следует только положительно. Надо говорить: «Мне это нравится», подчёркивая тем самым субъективность: мол, другому может и не понравиться, ничего страшного. А вообще, дети (особенно совсем маленькие), в основном, «считывают» эмоции. Они не слышат слов, но улавливают интонацию. Если мама показала искреннюю улыбку, ребёнок будет счастлив. А если едва взглянула на рисунок: «Ну да, нормально, сынок», – не станет больше рисовать.

     Всё это, наверное, вы в большей степени относили к дошколятам. А в школьном возрасте можно немного покритиковать?

     – Да, но опять же не однозначно («плохо» или «хорошо»). Начинать всегда нужно с похвалы («Вот это у тебя получилось хорошо!»), а потом, если видны промахи, можно добавить: «А здесь надо ещё немножко поработать».

     Представим другую ситуацию: ребёнок явно способный, побеждает на всевозможных детских конкурсах и фестивалях, его хвалят все вокруг. Как вовремя заметить первые симптомы нарождающейся «звёздной болезни»? Какова её профилактика?

     – Никогда нельзя предугадать, разовьётся у ребёнка «звёздная болезнь» или нет. Но окружение (родители, педагоги, друзья) в какой-то степени способно смягчить её проявления.

     – В качестве своеобразного резюме. Не могли бы вы ещё раз кратко сформулировать несколько «универсальных» принципов, следование которым пригодилось бы родителям для творческого развития детей вне зависимости от рода деятельности?

     – Прежде всего, сотрудничество с ребёнком. Не вседозволенность, а позволение. Обязательное эмоциональное подкрепление. А ещё важно сдерживать в себе критика, это вечное желание указать ребёнку на недостатки.

 

Беседовала Анна ИДИАТУЛИНА

  

Фото из личного архива Ольги Халифаевой и студентов факультета педагогики и социальной работы АГУ 

Обязательно загляните сюда:

Комментарии

6 комментариев для этого поста.

  1. Publicist в марта 24, 2010 2:48 пп

    Интересно, очень интересно! Мой вопрос эксперту: мой ныне восьмилетний сын в 5 лет играл только в машинки, в 6 – только в конструкторы типа «Лего», с 6,5 до 7 говорил исключительно про Человека-паука, а сейчас только о тхэквондо. Что же из него вырастет?

  2. aizhan в марта 25, 2010 1:20 пп

    Я с детства занималась в различных кружках, но все это было не то… В учебнике биологии как-то прочитала: «длинные пальцы характерны для музыкантов», но ведь если в течении жизни данный признак не будет развиваться, то не вырастет из человека того, на кого он природой «запрограммирован»…

  3. Lady Godiva в марта 25, 2010 2:11 пп

    Publicist, видимо, вырастет у вас архитектор-тхэквондист с личным авто, всегда борющийся за справедливость! =)) А проще говоря — разносторонне развитая личность!

  4. Apelsin в марта 25, 2010 5:10 пп

    Мои творческие наклонности в детстве всегда поощряли и я действительно развивалась всесторонне. Но это привело к другой проблеме — когда пришла пора выбирать специальность — я потерялась и понятия не имела на кого хочу учиться.

    Учительница музыкальной школы советовала консерваторию, учительница художественной — говорила про талант в рисовании, учительница алгебры советовала физмат, сама я хотела пойти на психолога чтобы решить свои собственные проблемы (как теперь понимаю), и так далее. Я абсолютно не знала что делать. В итоге я поступила на журналистику и теперь получаю огромное удовольствие от обучения и работы по специальности, но меня все еще не покидает вопрос — а правильный ли выбор я сделала? возможно в другой сфере я проявила бы себя лучше?
    Как разрешить этот вопрос?

  5. Анна Идиатулина в марта 26, 2010 3:26 пп

    Судя по твоим работам, Галя, ты сделала правильный выбор )) Тем более что журналистика — это та редкая область, где нужны как можно более разносторонние знания и способности.

  6. antilopa в марта 26, 2010 3:32 пп

    Уважаемый Публицист, судя по тому, с какой частотой Ваше чадо меняет пристрастия, это еще не предел. ))) Интересно, а у уважаемого эксперта ребенок не замечен в разнообразности увлечений? Вспоминаю себя и многих своих знакомых: в детстве много что нравилось, и стать мы хотели то учителями, то врачами, то космонавтами…

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->