ИМХО-online.ru

Сайт для начинающих журналистов



Регистрация

Театр азиатских странЧеловек западной цивилизации, столкнувшись с театром Востока, вряд ли сразу воспримет его как шедевр искусства. Странные, кажущиеся писклявыми голоса, неестественные движения, яркие, броские многослойные костюмы, грим или маски и минималистичность оформления – всё это не согласуется с нашим уже ставшим привычным восприятием театра как реалистического отображения жизни. Для азиатского человека, наоборот, условный театр является более привычным и созвучным его восприятию мира

Первое, что бросается в глаза при разговоре об азиатском театре, а именно с ним я чаще всего сталкиваюсь в последнее время, – символичность. В восточном обществе не принято открыто показывать чувства. Конфуцианская культура, пронизывающая сознание людей китайско-корейско-японской цивилизации, не позволяет открыто и откровенно выражать эмоции. Человек должен быть сдержан в любых проявлениях, и даже сценическая площадка не является поводом отступать от принятого этикета. Поэтому эмоция в традиционном театре этих стран выражается опосредованно – через мимику, жест.

Символичны не только эмоции – символика пронизывает всю сущность спектакля. Социальная принадлежность отражается при помощи цвета костюма или маски. Предметы также могут служить символами чего угодно: стол может превращаться в лодку или дом, веер в руках у исполнительницы пхансори – в курицу, ружье или даже сына.

Зрители, имеющие тот же менталитет и те же культурные традиции, что и актеры, легко догадываются о происходящем на сцене. Мимика, жесты, голосовые особенности актерской игры им близки и понятны.

Стоит только персонажу появиться на сцене, как зритель, посвященный в тайны символики, уже понимает, что это за персонаж: богатый или бедный, хороший или плохой, старый или молодой, счастливый или несчастный.

ТальчумВ Пекинской опере, как и в корейском представлении с масками тальчум, существует целая система символов, которая проявляется на каждом уровне спектакля: от костюма и сценического оформления до актерской игры. В тальчуме, традиционном корейском представлении, маски раскрашены в яркие цвета: красный, черный, белый. Красная маска принадлежит молодому человеку, черная – старому, белая – девушке. Маски могут иметь причудливые образы, сатирически обозначая социальные типы.

Своего совершенства и наибольшей образности символизм достигает в Пекинской опере, где даже рисунок на костюме имеет свое значение. Важными «персонажами» костюмов Пекинской оперы являются дракон и феникс, символизирующие императорскую семью. Дракон обязательно присутствует на костюме императора, а феникс – на костюме императрицы. Цветы, рыбы, птицы – это узоры других костюмов, каждый из которых также имеет свое значение. Птицы мандаринки означают счастливую Пекинская операсупружескую любовь, цветы – символ красоты. Стоит ли говорить о том, что цвет костюма играет очень важную роль: император носит желтый костюм, а люди низших сословий – синий, молодожены будут облачены в красный. Сочетание цвета костюма и его орнамента – это полная характеристика персонажа. Костюм Пекинской оперы – это книга, по которой можно «читать» персонажа.

Маска в Пекинской опере также имеет важное значение, однако это не накладные маски тальчума, а сложнейший грим, который актер наносит на лицо. Если учесть, что всех персонажей Пекинской оперы изначально играли мужчины, то можно представить, насколько трудоемок этот процесс. Кроме того, у мужских персонажей спектакля, как правило, имеются накладные усы и бороды.

На стилистику спектаклей сильно повлиял тот факт, что все эти виды театра изначально были уличными представлениями, поэтому в них отсутствует сценическое оформление и всё, что находится на площадке, должно быть многофункциональным. Так, основными предметами спектакля Пекинской оперы являются стол и два стула, а также по необходимости мечи или веера в руках персонажей, в то время как исполнитель пхансори обходится лишь веером в руке.

Такие разные виды спектаклей, как Пекинская опера и пхансори, объединяет вокальное мастерство исполнителей. Вокал этих спектаклей не похож на то оперное искусство, к которому привык европейский зритель. Поначалу кажется, что люди на сценической площадке издают резкие, неприятные звуки, однако это именно то мастерство, которому учатся с детства, тренируясь по многу лет. Это специальный тип дыхания и особый способ подачи голоса, выходящего из брюшной полости. Несмотря на то что как Пекинская опера, так и пхансори считаются именно вокальными представлениями, вокал не занимает в них ведущую позицию. Актер начинает петь только в том случае, когда не петь уже нельзя: когда чувства невозможно выразить словами, когда напряжение достигает своей максимальной точки – только тогда из глубин души может выходить песня, в которую исполнитель вкладывает все силы своей души.

Удивительно, но в столь разных на первый взгляд пхансори и Пекинской опере есть много общего. И это не только стиль и качество вокала, но и наличие строго определенных сюжетов. Все они хорошо известны публике. И тут возникает одно важное для азиатского театра качество, которое для меня остается, пожалуй, самым загадочным и необъяснимым: зритель приходит в театр не для того, чтобы узнать что-то новое, не для того, чтобы восхититься работой режиссера, сценографа или посмотреть на игру актеров, а чтобы сравнить, как этот конкретный актер интерпретировал эту конкретную роль или рассказал уже всем известную историю. В большей степени такое понимание театра свойственно зрителям Пекинской оперы, в меньшей – пхансори, но суть примерно одна.

Пхансори – это театр одного актера. Исполнитель пхансори под аккомпанемент барабана-госу рассказывает истории, сюжеты, которых давно известны, перевоплощаясь по ходу действия в разных персонажей. Он общается с барабанщиком и со зрителями, задавая им вопросы и прося поддержки. В руках у него веер, который помогает рассказать историю. В пхансори, как и в других видах азиатского театра, важен не только речитатив или вокал, но и жесты, которые участвуют в создании разных образов и отражают нюансы эмоций.

Пхансори и тальчум после корейской войны, разделившей страну на два лагеря, оказались практически законсервированными. Получив статус шедевра нематериальной культуры, они потеряли возможность совершенствования и развития. С другой стороны, Пекинская опера остается живым Пхансориискусством, в Китае даже существуют специальные институты, где учат актеров Пекинской оперы.

Однако сейчас можно говорить о том, что происходит второе рождение пхансори. Корейские актеры и режиссеры начинают использовать стилистику пхансори при постановке современных пьес. Так, пьесы Б. Брехта оказались очень созвучны корейской душе, и уже существуют «Мамаша Кураж» и «Добрый человек из Сычуани», поставленные в стиле пхансори: оба спектакля исполняются известной корейской актрисой, исполнительницей пхансори И Чжа Рам, которая в монологической форме рассказывает сюжет известных пьес немецкого драматурга, перемежая их оригинальными песнями пхансори.

Театральное искусство Востока имеет свои давние традиции, привычные зрителям и принимаемые ими: театр воспринимается в его традиционности и любые новшества могут быть отвергнуты внимательной публикой, что западному зрителю кажется ненормальным и порой даже неприемлемым. Однако нужно помнить, что все мы, люди, населяющие планету Земля, разные и то, что кажется странным, а порой даже страшным, одному, является прекрасным и достойным уважения для другого. И прежде чем осуждать или отвергать, стоит внимательно приглядеться и найти прекрасное в режущем слух вокале Пекинской оперы, символике и условности азиатского театра в целом, потому что для большой части населения нашей общей планеты всё это является настоящим искусством.

Елена ШАДЕРМАН

Фото с сайтов Asian-culture-shop.com, Lovedorama.ru, Vek.volshebniy.ru

Обязательно загляните сюда:

  • «Сказание о Чхунян» в ЭМДТеатре«Сказание о Чхунян» в ЭМДТеатреВ Экспериментальном музыкально-драматическом театре г. Жуковского состоялся профессиональный дебют режиссера из Южной Кореи Ким Су Джин, выпускницы ГИТИСа. Моноспектакль «Сказание о […]
  • О классике. Красивая сказка (поход в Большой на «Спящую красавицу»)О классике. Красивая сказка (поход в Большой на «Спящую красавицу»)Однажды в «прекрасную» весеннюю погоду, когда ледяной дождь бил в лицо прохожим, а тротуары постепенно на глазах у недовольной публики превращались в грязное месиво, меня […]
  • «Слово о полку Игореве» от театра-студии «Мы»«Слово о полку Игореве» от театра-студии «Мы»В первой декаде феврале в Бoльшом зaле Облaстного Цeнтра рaзвития твoрчества дeтей и юнoшества состoялся спeктакль молoдежного тeатра-студии «Мы» «Слoво о пoлку […]
  • Понедельник – день театральныйПонедельник – день театральный На этой неделе в Общедоступном театре «Периферия» прошел «Театральный понедельник», на котором режиссер и артисты общались со зрителем в новом формате. Нас ожидала читка двух пьес и их […]
  • Бал нечистой силы в ЯлтеБал нечистой силы в Ялте     Ялтинский театр имени Чехова – один из лучших театров в Европе. «Мастер и Маргарита» – одно из величайших произведений мировой […]
  • На сцене небольшого театраНа сцене небольшого театраКакие ассоциации у вас рождаются при слове «театр»? Скорее всего вы думаете, что это пыльное и скучное заведение, куда приходят лишь люди за 40 в элегантных костюмах, бальных платьях и […]

Комментарии

2 комментария для этого поста.

  1. Lady Godiva в мая 7, 2015 3:56 пп

    Наконец-то вернулся один из моих любимых авторов! Спасибо, Елена, за очередную порцию Прекрасного и Познавательного! Читала и наслаждалась. Только небольшое замечание про то самое «важное для азиатского театра качество, которое остается, пожалуй, самым загадочным и необъяснимым» — что зрители, мол, всегда заранее знают о чём постановка. Разве в античном театре было не так же? Зрители всегда заранее знали содержание трагедий Эсхила или Еврипида, но всё равно ходили в театр. Так что это качество, на мой взгляд, отличает не только азиатский, но любой древний театр.

  2. Маришка в мая 20, 2015 1:11 дп

    Елена, спасибо! я тоже по вам скучала))

Написать комментарий

Позвольте мне знать, что вы думаете?

Вы можете войти чтобы добавить комментарий.

/HotLog -->